Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Современное философское мышление в столь значительной степени
поглощено подобными шарадами гносеологии, а также спорами реалистов
с идеалистами, феноменалистов с абсолютистами, что многие студенты и
представить себе не могут, останется ли что-нибудь на долю философии,
если лишить ее как метафизической задачи разграничения ноуменального и
феноменального миров, так и гносеологической задачи объяснения того,
каким образом изолированный субъект может знать независимый объект.
Но разве избавление философии от этих традиционных проблем не позволит
ей посвятить себя более плодотворной и более нужной цели? Не подвигнет
ли это философию к тому, чтобы смело смотреть на главные социальные
и нравственные недостатки и трудности, от которых страдает человечество,
и сконцентрировать свое внимание на прояснении причин и точной сущности
подобных зол, а также на выработке отчетливой идеи либо идеала, которые,
вместо того чтобы отражать представления об ином мире или некой
далекой и неосуществимой цели, будут использоваться в качестве метода
понимания и излечения конкретных социальных недугов?
Эти положения сформулированы неопределенным, вопросительным образом.
Но в первую очередь имейте в виду, что подобная концепция надлежащих
задач философии, очищенной от пустой метафизики и праздной гносеологии,
вполне соответствует происхождению философии, кратко описанному
в течение первого часа. А во вторую очередь учитывайте и то, насколько
глубоко нуждается современное общество, весь мир в более общих
и основательных формах просвещенности и путеводных начал, по сравнению
с теми, которыми он располагает сегодня. Я попытался показать, что
радикальная перемена спекулятивной концепции знания на деятельную является
неизбежным итогом того пути, по которому идут сегодня исследование
и изобретение. Но, делая подобные заявления, необходимо также осознавать,
или, скорее, оговаривать, что до сих пор изменения в основном затрагивали
только более узкие стороны человеческой жизни. Науки создали новые
методы производства. Физическая власть человека над природными
энергиями возросла до неопределенных масштабов. Он установил свой контроль
над источниками материального благополучия и процветания. С тем,
что когда-то относилось к области чудес, отныне ежедневно справляются
пар, уголь, электричество, ветер и человеческие усилия. Но едва ли найдется
много людей, достаточно оптимистичных для того, чтобы считать, будто
сколько-нибудь подобная власть установлена и над силами, определяющими
социальное и нравственное благосостояние человека.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.