Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Плохой человек -это
тот, кто, как бы он ни был хорош, вдруг начинает портиться, деградировать
в своем хорошем качестве. Хороший человек - это тот, кто, как бы он ни был
нравственно низок, меняется в лучшую сторону. Подобная концепция заставляет
индивида строже судить самого себя и гуманнее судить других. Она
не допускает той надменности, которая всегда сопутствует суждению, опирающемуся
на степень приближенности индивида к незыблемой цели.
В-четвертых, отныне становится значимым процесс роста, улучшения и
прогресса, а не статичный выход и результат. Не здоровье как раз и навсегда
зафиксированная цель, а необходимые улучшения в сфере здоровья, то есть
непрерывный процесс, являются целью и благом. Цель больше не служит
окончанием или пределом, которых требуется достичь. Это активный процесс
преобразования наличной ситуации. Не усовершенствование как конечная
цель, а вечно длящийся процесс совершенствования, созревания,
обогащения как смысл существования. Честность, прилежание, сдержанность,
справедливость, подобно здоровью, богатству и учености, являются
не теми благами, которыми надлежит овладеть потому, что они воплощают
в себе некие вожделенные вечные цели. Они представляют собой направления
изменений в качестве опыта. Рост как таковой есть единственная моральная
«цель».
Связь данной идеи с проблемой зла и противоположностью оптимизма
и пессимизма слишком огромна, чтобы обсуждать ее здесь, но, возможно,
стоит коснуться ее хотя бы поверхностно. Проблема зла перестает быть исключительно
теологической и метафизической и воспринимается отныне
как практическая проблема уменьшения, смягчения и, насколько это вообще
возможно, устранения всяких зол жизни. Философия более не обязана
искать оригинальные методы доказательства того, что зло есть чистая види
112 113
мость, что оно не реально, или разрабатывать схемы для его оправдания
либо, хуже того, обоснования его правоты. Теперь она берет на себя иное
обязательство: вносить, пусть робко, свою долю в создание методов, которые
помогут нам вскрывать причины человеческих несчастий. Пессимизм это
доктрина парализующая. Заявлением о том, что мир есть сплошное зло,
он сводит на нет все наши усилия по поиску преодолимых причин конкретного
зла и тем самым на корню пресекает любую попытку сделать мир лучше
и счастливее. Однако и тотальный оптимизм как следствие стараний по
оправданию зла представляет собой не меньшее исчадие ада.
В конце концов оптимизм, согласно которому наличный мир уже есть
самый лучший из всех возможных миров, можно истолковать как наиболее
циничный вид пессимизма.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.