Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Бойкость, независимость, инициатива и сила индивидов, на
которых основаны их главные в жизни приобретения, -это черты индиви
дов, оказавшихся на вершине современной экономической системы финан
сового капитализма. Они просто напрашиваются на то, чтобы упрекнуть их
в отождествлении смысла свободы и последовательного индивидуализма с
поддержанием системы, в условиях которой они пришли к процветанию.
Этот упрек подкрепляется тем обстоятельством, что они в большинстве
своем выступали за систему покровительственных тарифов, которой первые,
настоящие либералы laissez-faire противились наиболее рьяно. Автор
словосочетания «воинствующий индивидуализм» использовал свою власть,
чтобы поправить затруднительную ситуацию с производством из средств
Финансовой корпорации реконструкции, и, насколько мне известно, противники
интервенции власти никак не отреагировали на этот вопиющий
случай правительственного вмешательства в свободный процесс частного
производства.
Самые громогласные пропагандисты такой специфической формы свободы
никогда не выступали против монопольного владения землей, и если
они вообще думают что-то о Генри Джордже*, то считают его одним из сокрушительных
и опасных радикалов. Они сами создали систему с такой концентрацией
финансов и производства, что это —прямой путь к монополиям
или уже готовые монополии.
К либералам другой школы относятся люди, которые, указывая на подобные
вещи, заявляют, что система производства ради личной выгоды, без
учета социальных последствий, на практике доказала свое самое неблагоприятное
отношение к реальной свободе массы индивидуумов.
Их понятие о том, что я назвал сферой свободы и индивидуальности,
шире и обстоятельней, чем представления тех, кто сегодня рвется вперед в
качестве самозваных чемпионов свободы. Они полагают, что свобода есть
нечто влияющее на каждую сторону и каждый период человеческой жизни,
-бывает свобода мысли, самовыражения, доступа к культурным возможностям,
-и что ее нельзя иметь, даже в экономической области, вне определенной
стабильности, которой вследствие нынешней системы экономики лишены
миллионы.
Они отмечают, что производство, банковское дело и торговля достигли
той точки, где уже нет ничего подобного простой частной инициативе и
предприимчивости, поскольку следствия индивидуального начинания в сфере
бизнеса затрагивают столь многих людей и таким глубоким и стойким образом,
что сам бизнес целиком оказывается под влиянием общенародного интереса.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.