Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Другими словами, характер как практическое
условие становится еще и логическим, если его влияние на суждение
в итоге оказывается предпочтительным, то есть когда, вместо того чтобы
быть гомогенным и нейтральным условием какого-либо суждения, характер,
предоставленный себе самому, то есть специально не педалируемый,
выступает как детерминанта именно этой содержательной ценности суждения,
а не иной. Если взять его в другом аспекте, то есть как элемент «интеллектуального
» суждения, то здесь для характера является безразличным, о
каком объекте мы будем судить, поэтому нашей заботой остается сделать
суждение достаточно точным, в то время как в моральном суждении солью
вопроса оказываются именно различия, которые детерминация той или иной
303
302
интерпретации содержания вызывает в характере как необходимом условии
суждения в качестве судящей инстанции.
Выраженная связь объекта со склонностью делает его активным объектом,
то есть процессом, имеющим конкретные рамки: с одной стороны, это
известные нам факты, а с другой — те же факты, но уже трансформированные
действием того или иного рода. Объект суждения активен, он есть
участник действия, а не нечто «внешнее», поскольку он требует акта суждения
не как предшествующий суждению, а как необходимый элемент его собственной
структуры. Для суждений сугубо интеллектуального типа предполагается,
что такая активность, необходимая для получения определенных
соединений и противопоставлений, будет оставаться внешней по отношению
к материалу суждения и прекратится, как только достигнет своей цели
—сведения вместе тех элементов, которые созданы друг для друга, и разделения
чужеродных. В случае же этического суждения предполагается нечто
существенно противоположное: а именно—что ситуация становится такой,
какая она есть, именно благодаря нашей склонности, которая находит
отражение в самом акте суждения. С позиций строго логических (то есть
без всякой ссылки на чисто моральные соображения) этическое суждение,
таким образом, имеет свою отличительную цель; предмет суждения в нем
таков, что детерминирующим его фактором является позиция или склонность,
которая и приводит к акту суждения.
Отсюда прямо вытекает, что цель этического суждения можно выразить
следующим образом: эта цель состоит в конструировании акта суждения
как самого по себе сложного объективного содержания. Оно является подоплекой
акта суждения, применяемого в сугубо интеллектуальном процессе,
делая его качество и природу (но не форму: это вопрос психологии) объектом
рассмотрения.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.