Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Подобный
путь является специальным только в том смысле, что он обеспечивает
нас приемами общественного и морального обустройства.
Когда все сознание науки напитается сознанием человеческой ценности,
тот величайший дуализм, под грузом которого сегодня сгибается человечество,
-пресловутый раскол между материальным, механическим, научным
и моральным и идеальным -будет разрушен. Человеческие силы, неуверенные
в себе вследствие такой разобщенности, будут объединены и
Умножены. До тех пор, пока цели не рассматриваются как индивидуально
привязанные к особым нуждам и возможностям, сознание привычно довольствуется
абстракциями, а для морального или социального применения естественных
наук и исторических данных недостает адекватного стимула.
Но если наше внимание концентрируется на разнообразных частностях, то
111
110
непременно возникает необходимость обратиться к интеллектуальному материалу,
способному прояснить конкретные ситуации. В то же самое время,
когда мораль оказывается в фокусе осмысления, интеллектуальная сфера
обретает моральный характер. Трениям и напрасным конфликтам между натурализмом
и гуманизмом приходит конец.
Мы можем развить эти общие соображения следующим образом. Вопервых,
исследование, открытие занимают в морали то же самое место, которое
им удалось занять в науках о природе. Подкрепление, доказательство
становятся делом опыта, вопросом последствий. Разум, это всегда почитаемое
в этике понятие, находит воплощение в методах, посредством которых
детально исследуются требования и условия, помехи и ресурсы ситуации и
вырабатываются продуманные планы по ее исправлению. Далекие от жизни
и абстрактные обобщения позволяют нам делать поспешные выводы, «предвосхищать
природу». О плохих последствиях в этом случае сожалеют, списывая
их на счет своенравной природы и несчастливой судьбы. Напротив,
вследствие перевода акцента на анализ специфической ситуации становится
необходимым исследование этой ситуации и совершенно обязательным
-внимательное наблюдение. При обосновании нового хода действий
больше не приходится целиком полагаться на прошлые решения и на старые
принципы. Никакое количество усилий, направленных на формирование
цели в каждом определенном случае, не может быть окончательным;
последствия этих усилий должны тщательно фиксироваться, а цель следует
считать не более чем рабочей гипотезой до тех пор, пока результаты не подтвердят
ее правильность. Ошибки больше не могут рассматриваться как неизбежные
неприятности, о которых остается только сожалеть, или как моральные
грехи, подлежащие искуплению и прощению.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.