Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Как это свойственно многим
явлениям в философии, теория, никчемная с точки зрения фактической
достоверности, может быть тем не менее полной смысла, поскольку она говорит
о векторе человеческих стремлений. Данная теория свидетельствовала
о крепнущей вере в то, что государство призвано удовлетворять человеческие
потребности и может менять свою форму по желанию и воле людей.
Теория Аристотеля, согласно которой государство существует от природы,
не подходила к образу мыслей людей XVII века, поскольку трактовка государства
как продукта природы, по-видимому, исключала, что оно может быть
сформировано по человеческому усмотрению. Не менее существенным в
рамках теории договора было и допущение того, что индивиды, принимая
самостоятельное решение, как бы реализуют свои собственные желания дать
государству жизнь. Быстрота, с которой эта теория завладела умами во всей
Западной Европе, говорит о том, до какой степени в ту пору ослабились
путы традиционных установлений. Как свидетельствует такая быстрота,
люди были уже столь далеки от растворения в больших группах, что в достаточной
степени осознавали себя в качестве личностей, имеющих право на
собственную позицию, а не просто принадлежащих к тому или иному классу,
гильдии или социальному слою.
Бок о бок с подобным политическим индивидуализмом шел индивидуализм
религиозный и нравственный. Философской поддержкой политической
и духовной догматики являлось метафизическое учение о приоритете
рода над индивидом и незыблемого всеобщего над изменчивым частным.
Вселенская церковь служила основой, целью и пределом всех убеждений и
действий личности в духовной сфере, подобно тому как феодальная иерархическая
система была фундаментом, законом и жесткими рамками поведения
в миру. Северным варварам не пришлось в полной мере испытать на
себе влияние классических идей и устоев. Тевтонская Европа позаимствовала
ив той или иной степени присоединила к себе извне то, что больше было
свойственно жизни, изначально определенной римскими корнями. Конец
44 45
господства римско-католических идей формально обозначил протестантизм.
Он ускорил эмансипацию индивидуального сознания и склонности от контроля
со стороны официальных институтов, притязающих на вечность и универсальность.
Ошибочно предполагать, что новое религиозное движение с
самого начала достигло чего-то существенного в обеспечении свободы мысли
и суждения или в отказе от понятия некоего верховного авторитета, на
абсолютную связь с которым был обречен индивидуальный разум.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.