Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
На Земле ввиду
достоинств самой земной природы -или, скорее, отсутствия у нее всяких
достоинств -располагается область простейших изменений. Простой поток,
лишенный цели и значения, не имеет ни начальной точки, ни конечного
пункта и ни к чему не ведет. Чистые количественные изменения, все простые
механические сдвиги относятся к этому роду преобразований. Они
подобны перемещениям песчинок под действием морских волн. Их можно
почувствовать, но нельзя «отследить» или понять; они лишены неизменных
границ, к которым направлялись бы их движения. Они достойны презрения.
Это непроизвольные движения, игрушка случая.
Лишь изменения, ведущие к каким-то определенным или фиксированным
последствиям для формы, имеют известную ценность или могут быть
наделены известной ценностью -известным логосом или смыслом. Рост
растений и животных служит примером изменений самого высшего типа,
который возможен в подлунной или земной сфере. Эти изменения происходятотоднойпостояннойформыкдругой.
Отдубоврождаютсятолькодубы,
от устриц только устрицы, от человека только человек. Здесь работает и материальный
фактор механического производства изменений, но его участие
носит эпизодический характер и способствует предотвращению полного исчезновения
какого-то биологического вида и внесению незначительных отклонений,
благодаря которым разнообразные дубы или устрицы становятся
отличными друг от друга; либо он действует в экстремальных ситуациях,
производя уродцев, несуразных существ, монстров, трехруких либо четырехпалых
людей. Помимо случайных и нежелательных отклонений различия
между индивидами проявляются и в том, что каждый из них строит
себе определенную карьеру, избирает определенные траектории для своих
путешествий. Понятия, которые звучат вполне современно, подобно таким
словам, как потенциал и развитие, изобиловали в учении Аристотеля, и ктото
ошибочно усмотрел в его идеях современные значения. Но значение этих
слов в классическом и средневековом мышлении строго определялось контекстом.
Так, считалось, что развитие состоит исключительно в ряде изменений,
происходящих в пределах отдельного элемента рода. Это лишь имя
предопределенного движения от желудя к дубу как дереву. Оно имеет место
не в вещах вообще, а только в каком-нибудь отдельно взятом скромном элементе
из бесчисленного рода дубов. В отличие от контекста современной
науки развитие, эволюция означает здесь вовсе не зарождение новых форм,
отклонение от старого вида, а монотонное воспроизводство уже сложившегося
цикла перемен.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.