Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Это нечто такое, что скорее показывается нам, нежели именно
то, что на самом деле есть. Само понятие качества подразумевает подобное
многообразие проявлений. Это позволяет оценивать любое качество по
шкале интенсивности. И этому же обстоятельству мы обязаны той легкостью,
с которой имена качеств трансформируются в абстрактные термины—
синее в синеву, громкое в громкость, горячее в жар и так далее.
Частность, или, лучше сказать, единичность суждения, обусловливается
возможностью непосредственной, наглядной ссылки на «Это»2. Наглядность
позволяет совершить предпочтительный выбор; а это не что иное, как действие.
Или если посмотреть на чувственное качество с психологической
точки зрения, то специфическим, единичным оно становится только в момент
реакции на него со стороны наших нервов. Красный, синий, горячий и
т. д. как непосредственные переживания всегда предполагают нервные реакции,
которые и указывают на них. Если изменить тип моторной реакции,
то изменится и качество опыта; чем слабее она — тем скорей затеряется
качество в беспросветной туманности. Выбор любого частного «это» как
непосредственного субъекта суждения, однако, не является произвольным,
— он зависит от той цели, которая лежит в основе преобладающего в данный
момент интереса. Теоретически всякий объект в ряду воспринимаемых,
или всякое качество либо элемент любого объекта может выступать в
роли «это», или субъекта, который будет определяться в суждении. С сугубо
объективных позиций никаких оснований для предпочтения одной из
бесчисленных возможностей всем другим не существует. Но цель, которую
мы постоянно имеем в виду (и которая, разумеется, находит выражение
в предикате суждения) дает нам основания, чтобы решить, какой объект
или элемент какого бы то ни было объекта логически нам пригоден. Поэтому
чреватость такой деятельностью, как отбор, является неотъемлемым компонентом
логической операции, а отнюдь не своевольной добавкой практики,
навязываемой нам уже после завершения собственно логической деятельности.
Тот же самый интерес, который ведет нас к созданию и отбору
универсального, в данном случае ведет к конструктивному отбору непос1С
особым напором и ясностью это разграничение в новой логике выразил
Брэдли(«Принципы логики»,Лондон,1883,стр.63—67).
2Врядлинеобходимоподчеркивать, чтоопределенныйартикль«the»менее
демонстративен,нагляден,чемвсеместоимения,включая«оно»,которые
всегда относятся непосредственно к чему-то.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.