Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Ей
не дано самой устанавливать ту или иную ценность результатов, даже если
эти результаты в силу причинно-следственного детерминизма вытекают из
самого лучшего применения наиболее экономичных и эффективных методов.
Результаты нужно оценивать в свете того, что нам известно о социальных
проблемах, бедах и нуждах. Но без знания реальных условий и причинноследственных
закономерностей любые ценности, избираемые в качестве
целей, остаются идеалами исключительно в том смысле слова, в котором
«идеальный» означает утопический, не подкрепленный реальными средствами
к осуществлению.
Я отмечу два или три вопроса, в которых требование сотрудничества
между философией и наукой является наиболее существенным. Поскольку
научный метод основан на непосредственном экспериментально управляемом
опыте, то всякая философская интерпретация научного мировоззрения
будет делать акцент на необходимости подобного опыта в школе, как отличного
от простого знакомства с готовой информацией, преподносимой учащимся
в отрыве от их собственного опыта. При таком подходе философия
будет идти в ногу с тем, что мы называем «прогрессивным» направлением в
образовании. Но она станет и фактором противодействия любым, подчас
существующим и в рамках прогрессивного образования тенденциям, затмевающим
важность преемственности в уже достигнутом опыте, а также
важность его организации. Пока школьная наука от своего лица и на собственной
основе не придаст особого акцента тем предметам, которые сулят
нам непрерывный прогресс в направлении организации и содержат реальные
средства к нему, она будет противоречить собственной научной позиции.
Сотрудничая с философией образования, она способна оказать последней
неоценимую помощь в осознании того, что выбранным предметам
также присуще прогрессивное развитие, результатом которого станет формирование
научных подходов к трактовке мира, в котором живут и ученики,
и учителя, а также формирование предпочтений в целях, желаниях и действиях,
которые позволят ученикам более эффективно ориентироваться в
социальных условиях.
Другим интересным для многих аспектом является вопрос о роли наук в
школе, особенно о роли привычек, ответственных за формирование научной
позиции и метода. Чтобы за науками признали право на видное место в
учебной программе, им приходилось воевать с хорошо вооруженным противником.
В формальном смысле они эту битву выиграли, а по существу—
не совсем, так как научные предметы по-прежнему высокомерно равняют с
ограниченными наборами фактов и истин.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.