Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Однажды я встретил суждение о том, что более половины фабричных и
заводских работников в нашей стране сегодня заняты в таких отраслях промышленности,
которых сорок лет назад еще не существовало. По-видимому,
это означает, что, основываясь на составе работающего населения, мы
можем сказать: половина старых отраслей устарели и вытеснены новыми.
Человек, который сделал данное суждение, ученый-практик, подчеркнул также,
что сегодня каждый работник каждой отрасли делает свое дело, чем прямо
или косвенно обязан прогрессу, произошедшему за последние полвека в физических
науках. Иными словами, прогресс науки и знания в материальной,
производственной сфере, в сфере материального потребления и материальных
объектов в последние пятьдесят лет без всякого преувеличения произвел
революционное влияние на производственную деятельность.
Вправе ли мы в таких обстоятельствах рассчитывать, что сумеем прожить
на наследство, пусть и величественное, и прекрасное, но все же сло
160 161
жившееся в давние времена—можно сказать, в донаучную, доиндустриальную
эпоху, — не переведя это наше наследство в понятия о реалиях современного
общества, то есть не сделав их просто-напросто частью наших
взаимоотношений?
Хорас Манн и другие просветители творили сотню лет назад, когда Соединенные
Штаты были преимущественно аграрными. Многих вещей, известных
нам сегодня, образующих материальную сторону нашей жизни в
то время не существовало. Строительство железных дорог только начиналось,
а все другие великие изобретения, теперь для нас обыденные, еще скрывала
тьма грядущих эпох. Но уже в те давние дни Томас Джефферсон* предвидел
зло, которое могло грозить человеку в связи с чересчур быстрым развитием
обрабатывающей промышленности, поскольку, в его понимании,
костяк любого демократического общества составляли фермеры, имеющие
в собственности и обрабатывающие лишь отдельные участки земли. Фермер
представлялся ему человеком, способным определять свою экономическую
участь и поэтому также способным стоять на собственных ногах,
быть свободным гражданином свободной страны. Джефферсон боялся того,
что люди потеряют гарантии экономической свободы и станут зависимыми
от других людей.
Даже Александр Гамильтон**, мыслитель иного направления, говоря о
судьях, признавал, что те, кто контролирует средства к существованию, контролирует
также и решения людей. Если эта истина касается судей, сидящих
на своих скамьях, то в немалой степени она касается и всякого человека;
а у нас, из-за быстрых перемен в сфере промышленности и финансов,
сейчас сложилась как раз такая экономическая ситуация, когда многие тысячи
и миллионы людей имеют лишь минимальную возможность контролировать
факторы собственного жизнеобеспечения.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.