Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Иными словами, мы сами так или иначе убеждены в том, что только сила,
физическая, грубая сила, и есть в конце концов наша последняя опора.
Я считаю, что если при нашем столь удачном географическом расположении
мы еще задействуем все свои ресурсы, включая финансовые, ради
того, чтобы выстроить у себя истинное, справедливое и эффективное демократическое
общество, то вскоре поймем, что мы обладаем более прочной,
более выносливой и более мощной защитой демократических завоеваний
и от внутренних, и от внешних угроз, чем в те времена, когда мы уповали
на силу, давление и войну. Я знаю, что наши школы вносят огромный
вклад в распространение идей мира, но иногда задаюсь вопросом, ведет ли
это к чему-то большему, чем формирование неких сентиментальных представлений,
а именно — к осознанию действительного смысла мира на земле,
то есть необходимости сотрудничества, доброй воли и взаимопонимания.
Я попытался привлечь ваше внимание сперва к внутренним, жизненно
важным, органичным взаимоотношениям демократии и образования, рассмотрев
особенности обеих сторон: образования, школ, с одной стороны, и
самого значения демократии—с другой. Я хотел лишь посредством нескольких
иллюстраций показать вам, каковы сегодняшние проблемы школы, связанные
с подготовкой юношества страны к активному и разумному участию
в создании и вечном пересоздании—поскольку, как я уже говорил, здесь не
может быть речи о чем-то сделанном раз и навсегда,—подлинно демократического
общества. И я хотел бы закончить теми же словами, что сказал
вначале:демократия есть в конце концов вопрос нравственного достоинства
и ценности личности. Взаимное уважение, взаимная терпимость, отдача
и приятие, обмен опытом представляют собой единственный возможный
способ, благодаря которому люди могут успешно проводить жизненно важный
эксперимент, участвуя в нем независимо от собственной воли, — вели
164
чайший эксперимент человечества, способный доказать возможность такого
совместного существования, когда жизнь каждого из нас в глубочайшем
смысле слова полезна и для него самого, и для формирования индивидуальности
других людей.
3. Демократия бросает вызов образованию
Каждый, когда-либо читавший труды Хораса Манна, знает его как своего
рода духовного отца прогрессивного образования—не только из-за его
очень продвинутых для той эпохи мыслей о надлежащем обучении детей и
не потому лишь, что он был сторонником личностного, гуманного климата
в школе, приятного сердцу и ученика, и учителя, но прежде всего потому,
что он первым провозгласил идею об абсолютной важности бесплатного всеобщего
образования для поддержания и сохранения демократического образа
жизни, или, как сам он сказал об этом в свойственных его эпохе оборотах,
«республиканских институтов самоуправления».
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.