Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."

Джон Дьюи


Иными словами, мы сами так или иначе убеждены в том, что только сила,
физическая, грубая сила, и есть в конце концов наша последняя опора.
Я считаю, что если при нашем столь удачном географическом расположении
мы еще задействуем все свои ресурсы, включая финансовые, ради
того, чтобы выстроить у себя истинное, справедливое и эффективное демократическое
общество, то вскоре поймем, что мы обладаем более прочной,
более выносливой и более мощной защитой демократических завоеваний
и от внутренних, и от внешних угроз, чем в те времена, когда мы уповали
на силу, давление и войну. Я знаю, что наши школы вносят огромный
вклад в распространение идей мира, но иногда задаюсь вопросом, ведет ли
это к чему-то большему, чем формирование неких сентиментальных представлений,
а именно — к осознанию действительного смысла мира на земле,
то есть необходимости сотрудничества, доброй воли и взаимопонимания.
Я попытался привлечь ваше внимание сперва к внутренним, жизненно
важным, органичным взаимоотношениям демократии и образования, рассмотрев
особенности обеих сторон: образования, школ, с одной стороны, и
самого значения демократии—с другой. Я хотел лишь посредством нескольких
иллюстраций показать вам, каковы сегодняшние проблемы школы, связанные
с подготовкой юношества страны к активному и разумному участию
в создании и вечном пересоздании—поскольку, как я уже говорил, здесь не
может быть речи о чем-то сделанном раз и навсегда,—подлинно демократического
общества. И я хотел бы закончить теми же словами, что сказал
вначале:демократия есть в конце концов вопрос нравственного достоинства
и ценности личности. Взаимное уважение, взаимная терпимость, отдача
и приятие, обмен опытом представляют собой единственный возможный
способ, благодаря которому люди могут успешно проводить жизненно важный
эксперимент, участвуя в нем независимо от собственной воли, — вели

164

чайший эксперимент человечества, способный доказать возможность такого
совместного существования, когда жизнь каждого из нас в глубочайшем
смысле слова полезна и для него самого, и для формирования индивидуальности
других людей.
3. Демократия бросает вызов образованию
Каждый, когда-либо читавший труды Хораса Манна, знает его как своего
рода духовного отца прогрессивного образования—не только из-за его
очень продвинутых для той эпохи мыслей о надлежащем обучении детей и
не потому лишь, что он был сторонником личностного, гуманного климата
в школе, приятного сердцу и ученика, и учителя, но прежде всего потому,
что он первым провозгласил идею об абсолютной важности бесплатного всеобщего
образования для поддержания и сохранения демократического образа
жизни, или, как сам он сказал об этом в свойственных его эпохе оборотах,
«республиканских институтов самоуправления».

<< Назад   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 Вперед >>


Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.