Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Это положение вещей нашло отражение и в теории. Еще совсем недавно
все верили в идею, согласно которой авторитет существует от природы или
оттого, что за пределами природы, то есть от сверхъестественного. В любом
случае считалось, будто он существует потому, что таково внутреннее
устройство вселенной и отдельного человека как части вселенной. В философии
концепция, согласно которой общественный авторитет существует
от природы, была сформулирована Аристотелем. В последующие эпохи эту
основополагающую идею воссоздали стоики в той полуидеалистической,
полуматериалистической форме, которая всегда была и по сей день остается
средством, с помощью которого идеи обретают сильнейшую власть над общественным
сознанием. Христианские философы Средневековья вновь реставрировали
учение Аристотеля, но существенно пересмотрели его. Абсолютный
авторитет, считали они, нужно искать в сверхприродном Творце
природы и в Спасителе человечества, ибо только в них его пристанище. У
этого авторитета есть земной наместник, толкователь и посредник в лице
Богом основанной и обустроенной церкви.
203
Даже в эпоху подъема светских династических государств, явившегося
вызовом господству церкви, основополагающее учение не было подвергну
то сомнению, а так и осталось стоять на своем, приняв этот вызов. Вся пре
тензия светского государства состояла лишь в том, чтобы его тоже считали
существующим по праву, данному Богом или авторитетом, и чтобы его авто
ритет, таким образом, признавали первичной инстанцией для всех забот этой
жизни в отличие от забот души в жизни предстоящей. Даже в начале расцве
та народных правительств жизнь старой идеи еще продолжалась, правда в
ослабленном варианте: теперь гласом Божьим был глас народа.
Новая наука пыталась облегчить себе путь сквозь тернии, утверждая
что ее задача—вторить мыслям Господа Бога. Появление новых экономических
сил в свою очередь стало угрозой верховному авторитету существующих
политических институтов. Однако новые экономические силы также
претендовали на право верховного авторитета—на том основании, что они
являлись кристальным и буквальным выражением природного закона, в противоположность
политическим законам и институтам, которые были искусственными
и созданными людьми, в силу чего, собственно, и не могли приспособиться
к игре экономических сил. Экономические силы в лице собственных
представителей, аналитиков и посредников — известных экономистов
и промышленников—заявляли о своей божественной прерогативе
осуществлять верховную власть над всеми земными делами человека.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.