Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
(2)Моя точка зрения состояла в
том, что случаи подобного рода доказывают, что число
наблюдателей, которым данное явление доступно, определяется внешним образом, точно
так
же как
тот факт, что в
настоящих условиях я являюсь
единственным
наблюдателем, взгляду
которого доступны явления происходящие в
комнате, где я пишу.
(3) Я был столь далек от того, чтобы приписать м-ру Райсу воззрение, в соответствии с
которым он якобы основывает свое различение между приватными и общедоступными
явлениями на каузальных условиях их возникновения, что даже подчеркнул, почему он не
сумел этого сделать: ему помешало то, что он рассматривает недоступность, ограниченную
определенными условиями времени и пространства, как внутреннюю и абсолютную, если я
правильно понимаю слова «внутренний» и «уникальный»(4) Стало быть, вместо того чтобы
занять позицию, в соответствии с которой «внешние отношения не могут использоваться как
«определяющие свойства» явлений» (и классов явлений), я выдвинул тот аргумент, что
пространственно-временные различия в
таких "внешних отношениях" определяют все те
различия в
явлениях и классах явлений,которые м-р Райс обособил как
внутренние. Так
что это различие носит столь
же внешний характер, сколь
и моя неспособность
наблюдать
при обычных условиях времени и пространства тыльную часть
своей головы.
(5) Не знаю, хочет или нет м-р Райс приписать
мне тот взгляд, что я будто бы
основываю различение двух обсуждаемых классов
явлений "на том, сосредоточены ли
они в
организме" Но, дабы в
дальнейшем избежать
возможного неверного толкования
скажу
заранее
что не
делаю
этого, моя точка зрения, наоборот, такова, что все
явления в
процессе наблюдения сосредоточены в
организме, и в
то же время все те
же явления -и те, что м-р Райс называет приватными, ите, что он анзывает
публичными,-в
пространственно-временном отношении простираются далеко
за пределами кожного покрова того самого организма, голова которого бывает занята
ими. Данное соображение добавляет кое-что к
вопросу
о том, насколько уместен пример с
языкомвспорепопроблеменаблюдения,входе которогомыхарактеризуемявлениекактакое-тои
такое-то.
,
333
столько места, сколько отведено ему в данной статье, потому, что этого, как
мне представляется, требуют поднятый вопрос и анализ, произведенный
нами в предыдущих статьях. На первый взгляд может показаться, что полученный
мною вывод поставил интересующий меня вопрос об очевидных
основаниях для оценки в безнадежный тупик.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.