Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Эта попытка была
предпринята им после того, как философия Юма продемонстрировала сомнительность,
зыбкость «эмпирического» эго как источника и проводника
достоверного знания.
Если мы последуем расхожей манере обособлять философские направления
в их историческом, или актуальном, виде от других социально-культурных
фактов и если сочтем, что история философии—это нечто подлежащее
истолкованию лишь в особых понятиях тех источников, которые принято
относить к философским, то нам покажется, что отличительная черта
современной философии состоит в конфликте между учениями, апеллирующими
как к безусловному авторитету к «чувственному опыту», и теориями,
апеллирующими к интуиции и разуму, — в конфликте, который, возможно,
некоторым образом разрешается Кантом в примирении априорного
и апостериорного знания. Но едва мы помещаем данные философские направления
в их культурный контекст, они предстают перед нами как партнеры
по общему движению—ведь обе эти школы протестуют против традиционной
науки с ее методами, предпосылками и заключениями, и обе они
находятся в поиске другого, нового средоточия интеллектуального и нравственного
авторитета. Разумеется, между этими школами есть значительные
различия. Но если смотреть на них исторически, то они оказываются
несхожими только в акцентах, так как одна школа привержена «консервативному
» аспекту в развитии культурных институтов, а другая—«прогрессивному
», или радикальному.
Хотя те стороны новой науки, в которых нашли отражение инициативность,
изобретательность, предприимчивость и независимость от обычая
(ведь обычаи, как оказалось, больше искажают и заводят в тупик научное
знание, нежели способствуют его достижению), представляют собой обязательные
условия для возникновения субъектно-объектной формулировки,
они тем не менее не являются ее достаточными условиями. Непререкаемое
господство основополагающей традиции затрудняло протест против иных
обычаев. Средневековые институты строились на вере в существование нематериальной
души или духа. Эта вера не была чем-то замкнутым. Она пронизывала
все стороны жизни. Драма падения души, его искупления и вечного
воздаяния счастьем или горем занимала главенствующую роль в общепринятых
взглядах на творение и историю вселенной и человека. Вера в
душу настолько слабо походила на интеллектуальный догмат, что вокруг
нее могли концентрироваться самые пронзительные эмоции и самые глубокие
и живые образы, которые только способны возникнуть у человека.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.