Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Другими словами, я не отрицаю того, что непосредственные или ближайшие
условия возникновения боли, зубной например, и непосредственные
и ближайшие условия существования явления в процессе познания данного
явления как зубной боли сосредоточены в конкретных органических
телах. Но отрицаю, что каузальные (причинные) условия возникновения
явления есть ipso facto3 качества или черты этого явления. Я считаю, что по
отношению к явлению они носят внешний характер, хотя и прочно связаны
с его возникновением. И еще я считаю, что, хотя ограниченные временем и
пространством условия наблюдения сосредоточены в
частном организме,
они отнюдь не расположены под кожей этого организма. Ведь в порождении
либо боли, либо наблюдениям как боли непосредственно участвуют и явления
по другую сторону его кожи, и явления, имеющие место под ней.
1Этот вопрос несколько усложняет то обстоятельство, что в своей последней
работе м-р Райс непринужденно склоняет «субъективное» и «объективное» как
аспекты, аспекты, казалось бы, «опыта», который толкуется как двусторонний, или
двуликий, бог весть как лучше сказать, но одно из этих начал приватное, а другое
общедоступное. Я предпочел бы по-прежнему считать это воззрение
«метафизическим», подразумевая под метафизическим высшую степень всех возможных
обобщений о природе существующего. Так или иначе, поскольку я не смею
предположить, что м-р Райе использует слово «аспекты» как лазейку на всякий
случай, это слово кажется мне требующим объяснения. Похоже, что в рассуждениях
м-ра Раиса о «мышечных ощущениях, тайных мыслях и чувствах аффективного
характера» эти явле-ния трактуются как самодостаточные, а не как аспекты чего-то.
2заменитель (нем.).
3в действительности
(лат.) 329
Начну с этого последнего момента. Я провожу различие между тем, что
называю средоточием явления, и его расположением вовсе не для того, чтобы
напустить побольше туману. Всякое явление, которое происходит, имеет
определенные параметры пространственной протяженности и временной
продолжительности, оно такое же долгое и обширное, как все участвующие
в его возникновении взаимосвязанные условия. Условия окружающей среды,
несомненно, в той же степени ответственны за появление зубной боли,
что и органические условия; распознавание явления как зубной боли, которой
оно действительно является, зависит от знания первых. Единственная
реально существующая разница между окружающими условиями и органическими
условиями состоит в том, что первые находятся скорее в начале,
а вторые скорее в конце всего ряда процессов возникновения, образующих
одно общее явление.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.