Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Однако
проблема отношения демократии и образования сегодня не менее серьезна
и остра, чем проблема обеспечения школ помещениями, оборудованием, преподавательским
составом, денежными средствами сто лет назад.
Несмотря на то что, как всем нам известно, позиции демократии более
или менее шатки во всем мире, и даже в нашей стране есть противники того,
чтобы она обретала силу, мы не можем считать это положение естественным
и спокойно мириться с ним. Если ее дела обстоят именно так, то это,
во-первых, потому, что, вполне благодушно воспринимая идею демократии,
мы в какой-то мере бессознательно полагали, будто все необходимое для ее
осуществления уже сделано отцами-основателями или что к ней привела
отмена рабства в результате гражданской войны. Мы привыкли считать демократию
уже возведенным институтом, существующим просто для нашего
пользования.
У нас стихийно сложилось понятие о демократии как о чем-то стационарном,
вроде наследства, которое можно завещать, вроде твердой суммы,
на которую или за счет которой мы можем жить. Перенесенный кризис, думаю,
лишь в том случае не пройдет для нас даром, если мы из него вынесем,
что каждое поколение должно всякий раз само создавать себе демократию;
собственно, по самой своей природе, по сути она такова, что не может просто
переходить от человека к человеку или от поколения к поколению, а
должна формироваться под влиянием потребностей, проблем и условий общественной
жизни, которая каждый год с бешеной скоростью меняется, но
частью которой мы остаемся всегда, независимо от бега времени.
Меня выводит из себя и всерьез удручает, когда, касаясь сегодняшних
социальных, экономических и политических проблем, люди ограничиваются
тем, что вспоминают прошлое, словно там была какая-то модель, которую
нам следовало бы использовать сегодня. Надеюсь, что и мне самому
нет равных в пиетете перед великой американской традицией, ибо традиция
может передаваться от поколения к поколению, как чувство и как мысль.
Нам досталось огромное и драгоценное наследство, но для того, чтобы эта
традиция обрела плоть, перестала быть лишь идеей и чувством, она должна
благодаря чьим-то активным усилиям войти в общественные отношения,
связывающие нас, людей, в современных условиях. Оттого, что условия нашей
жизни меняются, проблема сохранения демократии всякий раз встает с
новой силой, и задача, возлагаемая на школу, на систему образования, заключается
не просто в ознакомлении с идеями создателей нашего государства,
их надеждами и намерениями, а в освещении того, какова сущность
демократического общества в современных условиях.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.