Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Человеку, понимающему,
что причина его проблемы есть автомобиль, несущийся прямо на него,
сохранность уже не гарантирована; видимо, он слишком запоздал с этим
наблюдением-прогнозом. Но если его предвидение-понимание рождается
вовремя, то у него есть основание для того, чтобы что-нибудь предпринять
и отвести угрозу катастрофы. Благодаря предвидению неотвратимого последствия
он способен сделать нечто такое, что заставит ситуацию разрешиться
каким-то иным образом. Всякое понимающее мышление ведет к
возрастанию свободы действия, освобождению от власти случайного и фатального.
«Мысль» заключает в себе предложение совсем иного типа реакции,
нежели тот, который последовал бы в том случае, если осмысленное
наблюдение не привело бы нас ни к какому выводу относительно будущего.
Таким образом, способ действия, модель реакции, направленные на достижение
определенного результата, -то есть позволяющие кузнецу придать
определенную форму расплавленному металлу, врачу -лечить пациента так,
чтоб обеспечить его выздоровление, ученому-экспериментатору-делать выводы
о том, что будет происходить во всех подобных ситуациях, -ввиду
специфики обстоятельств, остаются пробными и неокончательными до тех
пор, пока не будут проверены своими последствиями. Далее мы рассмотрим,
каково значение данного факта для теории истины. А пока достаточно
отметить, что понятия, теории, системы, вне зависимости от того, насколько
хорошо они проработаны и внутренне согласованы, должны считаться не
более чем гипотезами. В них следует видеть основания для действий, в ходе
которых они будут опробованы, но отнюдь не нечто самодостаточное. Осознав
справедливость данного положения, мы изгоним из нашего мира строгие
догмы. Мы тем самым признаем, что понятия, теории и мыслительные
системы всегда открыты развитию, которое стимулируется их применением.
Мы тогда прочнее усвоим урок, состоящий в необходимости столь же
неустанно быть готовыми к тому, чтобы увидеть приметы грядущих событий,
на основании которых можно будет менять эти события, сколь и к воз
можности принять их такими, как есть. Понятия, теории, системы -это
инструменты. Их ценность, как ценность любых инструментов, заключена
не в них самих, а в их способности к работе, выявляемой в последствиях их
применения.
Тем не менее исследование протекает свободно только в том случае, когда
познавательный интерес настолько высоко развит, что он несет в себе и нечто
стоящее для самого мышления, нечто вроде его собственного эстетического
и морального интереса.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.