Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Данный пример одного из видов вопросов и проблем, которыми не мешало
бы заняться современной философии, привлекает наше внимание к
другой проблеме, столь тесно связанной с этим примером, что фактически
это та же проблема в иной форме. Господствующее в современном представлении
вне и внутри профессиональной философии деление ценностей
на существенные и поверхностные, главные и вспомогательные воспроизводит
в интеллектуальной форме разделение целей и средств. Этот вид философского
«дуализма» вносит еще более донаучную, дотехнологическую,
до демократическую атмосферу в современную философию, причем методом
настолько реакционным, что его необходимо изжить до конца. Философов
здесь вновь ожидает тяжелая, напряженная работа, конечно, если они
намерены способствовать тому, чтобы известные нам потенциальные мощности
современной науки и технологии получили для человеческих дел поистине
освободительное значение.
Сама идея целей-в-себе, отличных от целей, которые называют простыми
средствами, свидетельствует о сохранности прежней ситуации в философии,
несомненно тормозящей ее развитие сегодня. Теоретическая примета
этой ситуации — поразительная верность философов абсолюту вопреки
тому, что наука уже заменила его повсеместно установленными связями
бытия. О несокрушимой власти данной идеи говорит тот факт, что сегодня
есть философские школы, которые, даже желая слыть очень модными
и самостоятельными — вроде одной из описанных выше, — ничуть не
отказываются от представления, будто действительно существует нечто
такое, что может быть целью, но не быть в то же время средством. Откажитесь
от этой идеи — и тогда исчезнут все основания считать, что теоретически
нравственные цели не могут иметь «объективной» фактической детерминации,
свойственной целям в прикладных областях. Демократический
слом фиксированных разграничений между «высшим» и «низшим» в
философии еще только намечается.
Обращение к ценностям данного рода позволяет нам затронуть и другую
сторону работы, предназначенной для философии, которая хочет играть
свою роль в современном мире. Один из доводов в пользу того, что
«ценности как ценности» не должны иметь контактов с обоснованным суждением,
состоит в ссылке на их якобы субъективную природу. Сильнейший
акцент на дуализме субъективного и объективного в современной философии
очевиден даже школярам. Когда-то, на заре современной науки, эта догма
имела некоторое практическое значение. У науки было много противников,
с которыми приходилось вести борьбу, и она стала прибегать к такому
средству, как противопоставление «внутренней» силы всезнающего духа и
Эго — «внешней» силе привычки и искусственных правил.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.