Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Сопереживание всем сердцем, проницательная чувствительность,
принципиальность по отношению к тому, с чем мы не согласны,
уравновешенность интересов, позволяющая нам осмысленно действовать
при анализе и решении, -вот черты воистину нравственные, вот добродетели
и моральные совершенства.
Стоит еще раз отметить, что основополагающим моментом здесь в конечном
счете является все то же самое, что мы уже прояснили на примере
физического исследования. Там нам тоже слишком долго казалось, что добиться
рациональной обоснованности и наглядности знания мы сумеем только
в том случае, если начнем с универсальных понятий и подведем под них
106
все особые ситуации. Люди, впервые применившие те методы исследования,
которые сегодня уже повсеместно признаны, в свое время были совершенно
чистосердечно объявлены ниспровергателями истин и врагами науки.
И если в конце концов они выиграли, то это лишь потому, что, как уже
было подчеркнуто, метод универсалий поддерживал предрассудки и санкционированные
идеи, получившие распространение независимо от степени
доказательности, в то время как перенос изначальных и конечных акцентов
на индивидуальные случаи послужил стимулом для кропотливого исследования
фактов и испытания принципов. В итоге потерю вечных истин более
чем сполна компенсировал прирост обыденных фактов. Утрата системы
высших и неизменных дефиниций и видов также с лихвой была восполнена
растущей системой гипотез и законов, применяемых для классификации фактов.
Так что в конце концов мы ратуем лишь за укоренение в сфере моральнойрефлексии
тойжелогики,котораяужедоказаласвоюспособностьстрого,
веско и плодотворно облекать в суждения физические феномены. Причины
наших забот все те же. Старый метод, несмотря на всю его связь с номинальным
и эстетическим культом разума, расхолодил и изнежил разум,
поскольку препятствовал проведению скрупулезного и настойчивого исследования.
Скажем более определенно: как только бременем нравственной жизни
становится не обязанность следовать правилам или стремиться к незыблемым
целям, а необходимость выявлять болезни, требующие конкретного
лечения в каждом конкретном случае, и создавать планы и методы взаимодействия
с ними, то исчезают причины, из-за которых нравственная теория
столь долго оставалась не более чем предметом дискуссий и оберегалась от
плодотворных контактов с практической надобностью. Теория незыблемых
целей неотвратимо заводит мышление в болото споров, которые невозможноуладить.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.