Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Они ложны потому, что допускают существование
ложных сущностей и адресуются им. Другие же представления
истинны именно оттого, что имеют дело как раз с истинным бытием -с
полной и абсолютной реальностью. Такое представление заложено в подсознании
любого, кто хотя бы косвенно усвоил античную и средневековую
традицию. Прагматическая концепция истины бросает радикальный вызов
102 103
подобным взглядам, и невозможность примирения или компромисса, я думаю,
и служит причиной шока, произведенного новой теорией.
Эта противоположность, однако, в равной степени сообщает важность
новой теории и вызывает бессознательное нежелание ее принимать. Итогом
старой концепции практически явилось отождествление истины с авторитетной
догмой. Общество, которое превыше всего боготворит порядок и находит
всякий рост травматичным, а изменение вредоносным, непременно
озаботится поиском фиксированного свода верховных истин, на который оно
могло бы положиться. Оно обращается в прошлое, к чему-то уже существующему
в надежде обрести источник истины и ее поддержку. За подкреплением
оно откатывается назад, к предшествующему, первичному, изначальному,
априорному. Мышление, обращенное вперед, к возможному, к последствиям,
создает затруднения и тревогу. Оно губительно для ощущения
покоя, сопутствующего идеям о неизменной, уже существующей истине.
Оно налагает на нас тяжелое бремя обязанности уделять все силы поиску,
неослабным наблюдениям, скрупулезным разработкам гипотез и тщательной
их проверке. В вопросах физических люди хоть и не сразу, но привыкли
к тому, что истинность всех верований этой сферы равнозначна их подтвержденности.
Но они по-прежнему не решаются признать последствия данного
тождества и вывести из него определение истины. Ведь, хотя все уже
номинально согласны с тем фактом, что определения скорее должны вытекать
из конкретных и особых случаев, чем браться из воздуха и затем применяться
к особенному, у людей тем не менее странным образом не наблюдается
склонности действовать по тому же принципу в определении истины.
Расширение этого согласия и признание того, что истинный означает
проверенный и ничего более, возлагает на людей обязанность отказаться от
политических и моральных догм и подвергнуть свои самые любимые предрассудки
испытанию последствиями. Подобные перемены включают в себя
колоссальные изменения в статусе авторитета и методах принятия решений
в обществе. Некоторые из них, как и первые плоды новой логики, мы рассмотрим
в следующих лекциях.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.