Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Одна из причин сохранения
такой системы образования, которая изначально создавалась для обслуживания
малочисленного класса, состоит в том, что педагоги как целое находились
вне тесных контактов с чаяниями большей части населения. В области
технического и промышленного образования произошел значительный
прогресс. Но даже и теперь существует тенденция к отделению технического
и производственного образования от «культурного» при том, что
очевидная задача состоит в организации такой системы, которая отвечала
бы целям обоих — посредством одних и тех же программ и методов. Тот
факт, что великая депрессия стесала за ненадобностью дисциплины и курсы,
наиболее прочно связанные с потребностями молодежи в современной
жизни, и вызвала протест против образования старого типа с его тремя «Р»*
как важнейшими достижениями, коренится в обособлении учительской профессии.
Учителя могут узнать что-либо о недостатках и потребностях существующих
типов организаций, изучая экономическую и социологическую
литературу и читая такие газеты и периодические издания, которые честно
отображают факты. Но понимание, достигнутое подобным способом, остается
бесстрастным и приблизительным по сравнению с пониманием и сочувствием,
которые возникли бы из прямого и жизненного взаимодействия
с проблемами и стремлениями народных масс, промышленных работников.
Экономическая грамотность педагогов и администраторов только возросла
бы в огромной степени от их союза с большими массами работающих
людей.
Во-вторых, открытое союзничество учителей с рабочими значительно
упрочило бы как воспитательские, так и экономические позиции преподавательского
корпуса. Известен такой исторический факт, что наиболее существенной
предпосылкой движения за бесплатное государственное образова
ние были требования отечественных рабочих, чьи занятия принято считать
неинтеллектуальными. Всякий раз, когда у школьной системы появлялись
какие-то трудности, она черпала сильнейшую поддержку именно из этого
источника. Причина проста. Преуспевающий класс в состоянии оплачивать
частные школы; кое-кто из его влиятельных представителей проявляет интерес
к государственным учебным заведениям лишь в момент получения
налогового счета. Рабочим массам остается полагаться на государственные
школы или не иметь ничего. Последнее стало достаточно очевидным в период
нынешнего кризиса, связанного с организованной кампанией привередливых
налогоплательщиков за сокращение службы образования, понижение
жалований, увеличение численности классов и прочее.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.