Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Первое из них предварялось знаменитым «Введением
» Джеймса Марша.
Когда при упоминании романтической философии у нас возникают ассоциации
с трудами Джеймса Марша, очень важно, чтобы мы правильно
оценили смысл слова «романтическая», в котором оно употребляется в данном
случае. Слова меняют свои значения, и сегодня подобный титул может
показаться достойным некоторого презрения, так как основным направлением
нынешней моды является известная форма реализма. Но в прежние
времена, когда это слово употреблялось в другом, несколько более специальном
смысле, противоположностью романтического было не реалистическое,
а, скорее, классическое. Данное слово применялось для обозначения
того, чему в то время приписывали дух современности как отличный от духа
древности, а конкретнее—дух тевтонского и протестантского Севера как
отличный от духа романского и католического Юга.
К счастью, эссе, которое доктор Марш написал в последний год своего
пребывания в Андоверской семинарии и опубликовал в «North American
Review» [«Северо-Американском обозрении»] за июль 1822 года, позволяет
нам независимо от общепринятых ярлыков понять, в чем сам Марш видел
пресловутое отличие одного духа от другого. «Современное сознание, —
говорит он, — переносит средоточие своих мыслей и чувств из «мира вовне
» в «мир внутри». Более детально он пишет об этом там, где речь идет о
греках: «Они не имели понятия о безграничном и невидимом мире, в глубинах
которого все видимое убывает до малости микрокосма»1. О противоположной
позиции он говорит следующее: «В сознании современного человека
все обстоит иначе. Самые серьезные его мысли почерпнуты им из окружающего
мира и направлены на себя самого. Все явления внешней природы
1 North American Review. Vol. XV. P. 107.
402
вкупе со всеми данными, которые прежде, словно сокровища, накапливали для
пользы человечества история и наука, теперь являются не более чем средствами,
лишь намекающими на страсти беспокойного духа, который наконец осознал
собственные силы и совершает экспансию в мир, воспринимая его как безграничный
и бесконечный». Эта перемена, несомненно, связана с влиянием христианства
вообще, а также протестантского и раннезавоевательского Севера в особенности.
Меня больше интересуют идеи и принципы
философских работ Марша,
чемихисторическиеисточники,развитиеивлияния1. Но не стоит упускать
такой случай и не отдать дань глубокой и всесторонней образованности Мар ша,
которая видна даже из самых ранних опубликованных им трудов.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.