Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Рассмотрим понятие индивидуального эго. Индивидуалистическая школа
Англии и Франции* в XVIII и XIX веках была сознательно эмпирической.
Свой индивидуализм в философском плане она основывала на убеждении,
согласно которому только индивиды реальны, а классы и организации суть
вторичные, производные от них понятия. Они искусственны, в то время как
индивиды естественны. Так что же сделало индивидуализм достойным той
критики, которая вскоре последовала? Мнение о том, что недостаток этой
школы состоял в ее невнимании к связям между людьми, являющимся элементом
конституции всякого индивидуума, истинно в известных пределах;
но, к сожалению, оно нередко бывает продиктовано такой целью, как огульное
оправдание всех институтов, отвергаемых сторонниками индивидуалистического
движения.
На самом деле проблема заключается в том, что индивид здесь трактуется
как нечто данное, нечто уже предстающее перед нами, а следовательно,
все, что мы можем сделать, -это только стараться ему угодить, усилить
его удовольствия и умножить его владения. Когда индивид берется как нечто
уже наличное, все, что можно с ним или для него сделать, находится
исключительно в сфере внешних впечатлений и собственности: ощущений
страдания и удовольствия, комфорта и безопасности. Да, более верно считать,
что общественные устроения, законы и институты созданы для человека,
чем то, что человек создан для них; это скорее они являются средствами
и посредниками в достижении человеческого благосостояния и прогресса.
Но они -не средства добывания чего-либо для индивидуумов, даже не
средства добывания счастья. Они-средства сотворения индивидуумов. В
индивидуальности можно видеть какую-то оригинальную изначальную данность
только в физическом смысле, ибо всякое физическое тело мы ощущаем
как обособленное. В социальном и нравственном смысле индивидуальность
есть нечто такое, что подлежит разработке, развитию. Индивидуальность
-это инициативность, изобретательность, умение использовать все
разнообразие возможностей, нести ответственность за выбор убеждений и
поступков. Все это не дары судьбы, а личные достижения. И, как у всяких
достижений, их ценность не абсолютна, а относительна и определяется той
пользой, которую из них можно извлечь, а польза эта варьируется по мере
того, как изменяются обстоятельства.
Значение данной концепции станет понятней, если взглянуть на ту
участь, которая постигла идею эгоистического интереса. Все приверженцы
эмпирической школы делали акцент на этой идее.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.