Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Более того, ее свершения проливают свет на столь многие и
серьезные практические вопросы, требующие немедленного внимания, что
люди в силу своей занятости обычно не успевают обращаться к каждому из
них в отдельности, чтобы затем свести их в какую-то общую или мысленную
картину. Успехи науки, подобно ночному вору, сваливаются на наши
головы в тот момент, когда мы абсолютно беспомощны.
Соответственно первейшим условием реконструкции является формирование
гипотезы о том, как такие серьезные перемены могли произойти
столь повсеместно, столь глубоко и столь молниеносно. Мы предлагаем следующую
гипотезу. Все, вместе взятые, неурядицы, образовавшие кризис,
который затронул людей во всех частях света и во всех аспектах их жизни,
были вызваны тем, что в повседневное течение человеческих дел вклинились
процессы, материалы и цели, относящиеся к работе физиков-испытателей
в сравнительно чуждых и далеких от живой жизни технических учреждениях,
известных как лаборатории. На сей раз пошатнулись уже не
религиозные убеждения и порядки, а все институты, которые возникли до
расцвета современной науки всего несколько веков назад. Былая «война»
закончилась не полной победой одной из сторон, но компромиссом, состоявшим
в разделе областей и юрисдикции. Старине уступили приоритет в
вопросах нравственных и духовных, и прежняя их форма осталась практически
неизменной. Когда применение новых научных знаний во многих областях
жизни стало давать многообещающие результаты, с новой физикой и
физиологией все еще мирились лишь потому, что по-прежнему считали их
сферой низменных материальных интересов, которым не дозволялось вторгаться
в высшее духовное «царство» бытия. Такой «порядок», образованный
посредством разделения, лег в основу ряда дуализмов — ведущих ин
тересов «современной» философии. В свете реального прогресса, высшая
точка которого пришлась на жизнь ближайшего поколения, порядок, осно
ванный на делении территорий и юрисдикции, оказался совершенно несос
тоятельным практически. Об этом говорит мощная и агрессивная нынеш
няя кампания, организованная приверженцами дуализма «материального»
и «духовного», которые к тому же считают, что представители естествозна
ния превысили свои полномочия и теперь в повседневной практике, а не
редко и в теории посягают на всегдашнее право «верховной» власти опре
делятьнаправленияипроцедурыдеятельности. Отсюда,поихмнению,про
истекают и нынешнее состояние беспорядка, неуверенности и нестабильно
сти, и такие неизбежные их спутники, как волнения и конфликты.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.