Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Весомые исторические свидетельства, безусловно, являются серьезным
основанием для того, чтобы считать подобную возможность неосуществи
мой. Что касается идеи узаконенного авторитета, то пафосом коллективного
образа жизни людей на нашей планете является именно воплощенная в кол
лективизме сильнейшая человеческая потребность в каком-нибудь автори
тете; в то же время вновь и вновь разыгрывающаяся трагедия этой жизни
вызвана тем обстоятельством, что данная потребность была многократно
попрана теми же самыми институтами, которые обещали ее удовлетворить.
С другой стороны, многочисленные факты сегодняшней ситуации разлада и
207
206
нестабильности указывают на то, что не все обстоит благополучно и с принципом
индивидуалистической свободы—свободы того типа, которым люди
вдохновлялись до сих пор. Помимо прочего, проявлением этого неблагополучия
является возврат принципа авторитета в его самой экстремальной и
примитивной форме, то есть подъем диктатур.
Как бы отдавая должное старинной идее, согласно которой природа не
терпит пустоты, мы можем констатировать, что индивидуализм экономической
конкуренции, свободный от общественного контроля, создал тот нравственный
и социальный вакуум, который и заполняет рецидив диктаторства.
Во многих странах потребность в коллективном и организованном руководстве
и поддержке стала настолько насущной, что сама идея индивидуальной
свободы вышла в тираж и оказалась не поощряемой, а презренной. Режим
экономической свободыличности критикуется в условияхдиктатуры и справа,
и слева. В тех странах, где откровенная и официально признанная диктатура
отсутствует, концепции свободы и индивидуализма, похоже, простонапросто
утрачивают свою магическую власть; в социальных пертурбациях
подобную магическую власть приобретают в свою очередь безопасность,
дисциплина, порядок и солидарность. Реальные конкретные условия, благоприятствующие
диктатурам, различаются от государства к государству.
Но сам этот феномен настолько широко распространен, что требует некоторого
разъяснения. Его наиболее очевидной причиной является фактическое
банкротство и агония той атмосферы личной инициативы и предпринимательства,
в которой все подчиняется личной цели и не подлежит контролю
со стороны общепризнанного коллективного авторитета.
Получается, что ни прошлое, ни настоящее не дает нам никаких оснований
надеяться на то, что мы можем достичь примирения авторитета и свободы,
стабильности и изменения, идя к этому примирению старой дорогой.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.