Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Простое непосредственное
суждение в силу своих особенностей не поддается интеллектуальному совершенствованию
или интеллектуальному применению. В обыденном сознании
этому взгляду соответствует представление о том, что основой научных
суждений является разум, в то время как моральные суждения коренятся
в особом человеческом даре—совести, собственные критерии и методы
которой не управляются волей разума.
Другой способ доказывать, что логики этих наук радикально различны,
базируется на том, что научные суждения руководствуются принципом каузальности,
причинности, по определению указывающим на зависимость
одного явления от другого и, следовательно, на возможность судить о каком-
то одном факте в связи с суждением о каком-то ином факте; моральные
же суждения предполагают принцип конечной причины, цели и идеала. По
289
288
этому попытка строить и утверждать любое содержание нравственного суждения,
ссыпаясь на предыдущие данности, разрушительна для его особого
нравственного качества. Или, если прибегнуть к более популярным понятиям,
этическое суждение является этическим именно потому, что оно не научное;
что оно имеет отношение к нормам, ценностям, идеалам, а не к данным
фактам, к тому, как должно быть, к вожделенному предмету чисто духовных
стремлений, а не к тому, что есть, что установлено в результате исследования.
Совершенно аналогичная точка зрения заключена и в высказываниях о
том, что научные суждения как таковые констатируют факты в их временной
последовательности и пространственном сосуществовании. Когда мы
имеем дело с отношениями подобного рода, то знание одного из условий
или элементов естественным образом задает направление и критерий нашим
утверждениям о существовании и характере другого условия или элемента.
Но моральные суждения, говорят нам затем, относятся к действиям,
которые еще только предстоит совершить. Следовательно, в свою очередь
их отличительный смысл заключен только в качествах, которые реализуются
после акта суждения и благодаря ему. По данной причине нравственному
суждению часто приписывается свойство превосходить пределы всего, что
принадлежит к прошлому опыту; поэтому пытаться регулировать моральное
суждение при помощи других суждений равноценно тому, чтобы лишать
его типичного этического качества. У данного представления тоже
имеется более расхожий эквивалент: он гласит, будто нравственные суждения
относятся к реалиям, предполагающим такую свободу, что для них
никакое интеллектуальное регулирование невозможно.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.