Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Только когда школа научит нас понимать движение и направление со
циальных сил, разбираться в том, каковы социальные потребности и исто
ники способные их удовлетворить, можно будет считать, что она откликну
лась на вызов демократии. Я предпочитаю пользоваться словом «понима
ние», а не «знание», поскольку знание, к несчастью, у очень многих людей
ассоциируется с «информацией». Информация—это знание о вещах, а лю
бое количество «знания о вещах» нисколько не гарантирует, что из него вы
текает понимание вещей, составляющее основу разумного действия. Знание
о вещах статично. Любая доля информации, даже выраженной весьма ис
кусно, еще не гарантирует того, что мысль примет благодаря ей разумное
направление. На самом деле направление, которое принимает мысль, по боль
шей части остается делом случая, то есть главным образом условий, обста
новки, контактов, связей и влияний, определяющих жизнь индивида вне
школы.
Я вовсе не имею в виду, что понимание возможно без знания, без ин
формации, но настаиваю: нет никакой гарантии того, что, как я уже сказал,
приобретение и накопление знаний создает стремление к разумному дей
ствию.
Помнится, когда я несколько лет назад был в Китае, мне рассказывали,
что первые выборы там проводились очень честно. Накануне следующих
выборов на китайский язык перевели книгу «Содружество американских
штатов» Брайса*. Китай получил информацию о работе региональных по
литических лидеров и их аппарата, Таммани Холла* * и других подобных
ему институтов. Это знание сформировало у некоторых политиков опреде
ленные установки, однако разумными или социально полезными назвать их
уже было нельзя.
Разница между знанием, информацией и пониманием не является воп
росом сложным или философским. Человек может знать все об устройстве
автомобиля, может перечислить все детали машины и уметь рассказать об
их предназначении. Но он не постигнет машину, пока не узнает, как она
действует, как ею управлять и как заставить ее работать, если она не исправ
на. Схему данного простого примера можно перенести в любую угодную
вам область.
Предмет понимания—это порядок функционирования вещей и порядок
ведения дел. По самой своей сути понимание связано с действием, в то
время как информация, по сути, обособлена от действия либо связана с ним
только здесь и сейчас, в рамках случая.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.