Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Дж.Д.
Сентябрь 1919 г.
Глава I
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОНЯТИИ ФИЛОСОФИИ
Человек отличается от низших животных тем, что он хранит свой прошлый
опыт. То, что случилось в прошлом, снова оживает в его памяти. А над
происходящим сегодня витает облако идей о подобных событиях, которые
свершились в уже минувшие дни. В случае с животными опыт умирает, как
только появляется, и каждое новое действие или страдание всегда единично.
Человек же живет в мире, где каждое явление окутано отзвуками и воспоминаниями
о прошедшем, где любое событие намекает на многие другие.
Стало быть, он живет не среди одних физических сущностей, подобно зверю
в поле, а в мире знаков и символов. Камень в этом мире не просто нечто
тяжелое, обо что можно споткнуться, а еще и памятник на могиле покойного
предка. Пламя не только горит и согревает, оно еще и символ прочного
домохозяйства, неизменного начала доброго здравия, питания и жилья, в
которое человек возвращается из всех своих случайных странствий. Это не
просто проворный язычок огня, способный больно обжигать, а домашний
очаг, который чтут и за который сражаются. И все это, составляющее разницу
между животностью и человечностью, между культурой и чисто физической
природой, связано со способностью людей запоминать, сохранять и
передавать собственный опыт.
Однако отпечатки в памяти редко бывают точными. Мы легко запоминаем
то, что нам интересно, причем именно потому, что это интересно. Мы
вспоминаем прошлое не как таковое, а лишь в связи с тем, что оно может
добавить к настоящему. Таким образом, жизнь нашей памяти является прежде
всего эмоциональной, а не интеллектуальной и практической. Пещерный
человек вспоминал вчерашнюю битву со зверем не для того, чтобы
научным образом исследовать его свойства или рассчитать, как лучше биться
с ним завтра, а чтобы волнения вчерашнего дня помогли ему забыть о скуке
дня сегодняшнего. Память воссоздает весь трепет битвы, но без ее опасных
и устрашающих черт. Оживить ее и насладиться ею — значит обогатить
настоящий момент каким-то новым смыслом, отличным от того смысла,
который на самом деле присущ данному моменту либо прошлому. Память
—это заместительный опыт, в котором присутствуют все эмоциональные
достоинства реального опыта, но отсутствуют его напряженность, его превратности
и проблемы. Победивший в схватке, вспоминая сцены борьбы,
переживает свою славу даже более остро, чем в момент победы; осознанный
и поистине человеческий опыт охоты приходит тогда, когда ее обсуждают
и воспроизводят в памяти у бивачного костра.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.