Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Насколько я понимаю, свою надежду на долгую жизнь де
мократии мы должны подкреплять использованием тех огромных возмож
ностей, которые наука вручила нам в ознаменование эры не просто матери
ального изобилия и физической безопасности, но также и культурного ра
венства возможностей для каждого индивида развиться в полную силу.
До тех пор, пока в наших школах не будут расценивать науку как союзницу
в постижении сил, образующих современное общество, и, более того,
пока в них не примутся думать над тем, как использовать ресурсы организованного
разума, каковым и является наука, в организованных общественных
действиях, перспективы демократии не станут безоблачными. Возможности
организованного разума используются и в современном обществе, но
при таких политических и экономических условиях, которые не способствуют
поддержанию демократии. Если бы психология и физические науки уже
хотя бы одному поколению привили способность систематически и целостно
понимать не просто как общество живет, но и как можно разумно управлять
им, тогда я мог бы не беспокоиться о будущем демократии.
Возможно, кому-то покажется, будто я забыл, что школа, в конце концов,
уделяет изрядную долю времени не только внедрению знаний, но и привитию
навыков. Не думаю, что, живя в обществе конкуренции и наживы, мы
должны удивляться тому большому акценту, который в наших школах дела
ется на усвоении информации или навыков. Однако можно сказать, что уклон
в сторону технического обучения в той или иной форме (включая профессиональное)
является, скажем, в последние сорок лет наиболее яркой
чертой образования и что ни одна другая черта в настоящее время не придает
ему более цельной направленности.
170
На первый взгляд этот акцент на образовании, дающем технические навыки
или профессию, равно как и усиливающийся акцент на общественных
науках и дисциплинах, можно счесть опровержением идеи об оторванности
наших школ от современной жизни.
Но вопрос в том, с какими сторонами и аспектами общественной жизни
наиболее тесно увязывается все профессиональное направление. Сегодня
оно, как это по большей части очевидно, стремится готовить молодых людей
к тому, чтобы они в дальнейшем получили работу и тем самым средство
к существованию. Они могут иметь достаточно эффективную подготовку в
техническом смысле, но тем не менее по-прежнему покидать школу с крайне
слабым пониманием той роли, которую соответствующие производства или
профессии играют в современной жизни общества, и того, как навыки и ремесла,
обретаемые людьми в школе, могли бы помочь демократии жить и
развиваться.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.