Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Неправда, что бедственность
нашего положения происходит от отсутствия идеалов; она вытекает
из неправильных идеалов. А эти неверные идеалы в свою очередь коренятся
в отсутствии в сфере социальных проблем такого методического, систематического,
бесстрастного, критического, пытливого исследования «реального
» и той рабочей атмосферы, которые мы в совокупности называем наукой
и которые в пределах технической сферы позволили человеку обрести
власть над физическими энергиями.
Скажем еще раз, что философия не может «решить» проблему отношений
идеального и реального. Ведь это основополагающая проблема жизни.
Но философия может, по крайней мере, ослабить бремя человечества, перед
которым данная проблема стоит, посредством того, что освободит людей
от ошибок, ранее только усугублявшихся самой философией, -это идеи о
существовании условий, реально чуждых всякому движению к новому и
различному, а также о существовании идеалов, духа и разума, независимых
от возможностей материального и физического. Ведь до тех пор, пока человечество
будет верно этому крайне обманчивому предубеждению, ему придется
идти вперед ослепленным и закованным в цепи. Но философия, если
она захочет, сможет поставить перед ним нечто более достойное, чем эта
отрицательная задача. С философией человечеству может быть легче делать
правильные шаги в его действиях; для этого она должна показать ему, что
пытливый и цельный разум, предназначенный для наблюдения и понимания
конкретных общественных событий и сил, способен строить такие идеалы,
то есть цели, которые не являются ни иллюзиями, ни простыми чувственными
компенсациями.
Глава VI
ЗНАЧЕНИЕ
ЛОГИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ
Логика, как, собственно, и философия, подвержена занятным колебаниям
из крайности в крайность. Она была возведена в ранг высшей и законодательной
науки только для того, чтобы впоследствии скатиться на примитивный
уровень блюстительницы такой формы суждений, как А есть А, и свестись
к шпаргалкам схоластов о правилах силлогистики. Сперва она притязает
на право устанавливать законы абсолютной структуры вселенной на
том основании, что имеет дело с законами мышления, -они же суть законы,
в соответствии с которыми Разум построил мир. Затем она ограничивается
только претензией на законы правильного обоснования -правильного даже
тогда, когда оно не приводит ни к чему фактически истинному, ни к чему-то
фактически ложному. Современный объективный идеалист видит в ней
адекватную замену древней онтологической метафизики; другие же трактуют
ее как отрасль риторики, обучающую приемам аргументации.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.