Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В последние годы нам приходилось много слышать о том, что школа
обособленаОтжизни, атакжеометодахпреодоленияилиуменьшенияэтой
изоляции. Лично мне бы хотелось подчеркнуть, что такое обособление шко
лы есть обособление знания от действия. Ведь общественная жизнь, или
жизнь вообще, — это сочетание деятельностей, процессы которых к тому
же порождают разнообразные последствия.
167
В таком случае я намерен спросить: в достаточной ли мере учебный
процесс, его методы и власть в наших школах соотносят знание, информацию
и профессиональные навыки с тем, как делаются дела в обществе и
как они могли бы делаться? Это необходимо знать, поскольку лишь при
условии такого соотнесения знаний с социальным действием образование
может вести нас к пониманию современных общественных сил, движений
проблем и потребностей—пониманию, столь важному для долгой жизни
демократии.
Взгляните, к примеру, на две самые новые тенденции в образовании
казалось бы вторящие идее о том, что изоляция знания от общественного
действия ведет к краху обоих. Одна из них состоит в быстром возрастании
роли социальных дисциплин в американской школе.
Конечно, общественные науки на первый взгляд более тесно связаны с
общественной жизнью, чем огромное большинство других изучаемых в
школе предметов, и уделение им все большего места в программе и все усиливающегося
внимания соответственно могли бы расцениваться как способ
реагирования школьной системы на вызов демократии.
Но, собственно, ключевой вопрос заключается в том, какова пропорция
между преподаванием материала общественных дисциплин—экономики,
политики, истории, социологии, чего угодно—путем простого информирования
о современном обществе и преподаванием этого материала в тесной
увязке с тем, как совершаются действия, которые надо совершать, и тем, как
именно их следует совершать. Если эта первая из двух новых тенденций
возобладает, то, как я легко могу себе представить, введение все большего
количества общественных дисциплин в школьную программу обернется
просто дополнительной нагрузкой для программы, уже и без того переполненной,
а предполагаемый результат, ради которого их вводят,—развитие
более просвещенного гражданства во всех его аспектах (в комплексе всех
современных аспектов, включая, политический и многие другие)—никогда
не будет достигнут.
Я могу легко проиллюстрировать это положение, обратившись к предмету,
который, по-видимому, специально направлен на воспитание политического
гражданского сознания,—гражданскому праву.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.