Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
V
Выше с помощью примеров я указал на кое-какие проблемы, открытые
для глубокого и обобщенного изучения. Любому исследованию такого рода
—всегда критическому и конструктивному независимо от того, как мы его
назовем, — уже обеспечена важная роль в мире. В заключение скажу несколько
слов об обстановке и климате, в которых эта работа должна проводиться.
Отрывок из произведения выдающегося американского мыслителя,
написанного добрых тридцать лет назад, поможет нам сделать некоторые
сравнения. Джосайя Ройс** писал: «Вы философствуете всякий раз, когда
критически размышляете над тем, что делаете в своем собственном мире.
Прежде всего вы, конечно, делаете то, что живете. А жить—значит иметь
страсти, убеждения, сомнения и отвагу. Критическое исследование всего,
что означают и влекут за собой эти вещи, и есть философия».
Если в данное описание предмета философии добавить еще обычаи, порядки,
правила, имеющие отношение к нашим страстям и таким вещам, как сомнения,
убеждения, решимость, то оно окажется не сильно отличным от всего сказанного
мной. Но следующее суждение Ройса звучит порази-тельно. Продолжаю
цитировать отрывок: «Мы чувствуем, что наш мир пре-исполнен закона и
значения. Однако следует критически осмыслить: откуда в нас это благостное
чувство реальности и ценности мира? Подобный анализ существования,
проводимый искусно и бескомпромиссно, является соб
147
ственно философией». В этом следующем пассаже как бы естественно предполагается,
будто значение и достоинство мира, в котором живет человек,
столь велики, что мы просто не можем не ощущать его домашнего тепла.
Поэтому предписанная философии работа состоит только в том, чтобы устанавливать,
всесторонне и тщательно осмыслять и подтверждать тот самый
факт, который уже принят ею без доказательств.
Многое изменилось с той поры, когда были написаны эти слова. Возможно,
что за ними кроются общие допущения и цели многих классических
систем прошлого. Но в столь неповторимой атмосфере оптимизма, царившей
в ту эпоху, когда их вывело перо, было особенно легко думать о величии,
ценности и едином порядке мира. Теперь мы живем в такой ситуации, в
которой мир кажется нам скорее чуждым, чем уютным, и в такую эпоху,
когда новые тенденции в научном познании подрывают нашу старую веру в
«верховные законы». Самое массовое из чувств, которые чаще всего владеют
нами в житейских обстоятельствах,—это чувство незащищенности. И
если философия сегодня пытается доказать, что вопреки всем «кажимостям
» мир, в котором мы живем, реален и основателен, что он обладает неизменным
порядком, смыслом и ценностью, значит, она настраивается на волну
богословской апологетики.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.