Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Людей интересуют в основном вопросы
такого рода: что представляют собой особая цель и круг занятий всякой философии?
как они соотносятся с теми делами и заботами, из которых складывается
сегодня сфера проблем человека?
I
Начнем, пожалуй, с того, что в настоящий момент у нас все еще существует
одна-единственная философия, которая гордится принадлежащим ей
«официально принятым сводом идей» и штатом «строго избранных ораторов
», приставленных для обнародования ее сути. Адепты философии данного
типа не фигурируют в докладе Комитета, что само по себе уже указывает
на глубокий раскол в современной жизни. Ведь эта философия принадлежит
системе, претендующей на божественное происхождение и постоянные
поддержку и наставление свыше. Ее идеи имеют авторитет просто потому,
что их источник—божественное откровение. Те философы, чьи позиции
отражены в докладе, формулируют положение, согласно которому философские
доктрины должны строиться на основах, независимых от божественного
откровения и не нуждающихся в том, чтобы их органом был какой-
то особый институт. Философия божественного и теология сложились
в период Средних веков, в то время как философские воззрения, представленные
в Докладе, возникли на иных направлениях и большей частью вопреки
тем интересам и склонностям, под влиянием которых шло формирование
старой философии.
Грубо говоря, эта рознь в сфере философии воспроизводит реальный
раскол современной жизни—раскол между ее старыми и новыми движущими
силами, между божественным и всем тем, что, напротив, может называться
светским. Она отражает общественные условия, более чем целое поколение
назад приведшие Мэтью Арнольда* к мысли, что современный человек
... скитается меж двух миров: один отжил свое,
другой не в силах народиться.
Тем не менее исследование современного состояния философии наверняка
покажет нам, что в том единственном и главном вопросе, который касается ее
цели и назначения, философия теологического типа и по крайней мере
несколько философий светских вполне согласны друг с другом. А вот
отрицание божественных начал и оснований, разумеется, порождает огромную
пропасть между ними. Однако многие, хотя и не все, философские доктрины,
представленные в Докладе, склоняются ктому, что первейшая цель философии
есть знание о бытии или «реальности» куда более общее, фундаментальное
и предельное, чем знание, которое нам могут обеспечить инструменты и
методы, находящиеся в распоряжении «специальных» наук.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.