Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
На самом деле в самой основе всей концепции знания
как созерцания и усматривания лежит идея, тесно связанная с тем фактом,
что если среда прекрасна, а жизнь безоблачна, то мы испытываем эстети
80 81
ческое наслаждение и удовлетворенность, а если жизнь трудна, а природа
груба и сурова, то мы питаем по отношению к ним эстетическое отвращение
и недовольство. Но по мере того как умами овладевает активная концепция
знания, а среда начинает рассматриваться как нечто подлежащее изменению
в целях истинного познания, люди все больше преисполняются отвагой
или тем, что можно назвать почти агрессивным отношением к природе.
Последняя в этом случае оказывается податливой, пригодной к подчинению
человеческим целям. При этом нравственное отношение к изменению существенно
отличается от прежнего. Изменение утрачивает свой пафос и
больше не вызывает меланхолии, так как не предполагает отныне упадка и
поражения. Оно обретает особую значимость благодаря новым возможностям
и целям, которые оно помогает достичь; теперь оно возвещает о лучшем
будущем. Изменение ассоциируется скорее с прогрессом, чем с отклонением
и неуспехом. И так как изменения происходят во что бы то ни стало,
самое главное -это достаточно знать о них, чтобы руководить ими и направлять
в соответствии с нашими пожеланиями. Нельзя бежать от обстоятельств
и событий, а также пассивно мириться с ними; их надо использовать и направлять.
Они либо мешают нам идти к своим целям, либо являются средствами
для их достижения. Величайший смысл знания состоит теперь в
том, что оно больше не ограничивается созерцанием и становится практическим.
К сожалению, люди, в особенности образованные и развитые, все еще
так упорно пребывают во власти старых понятий об отстраненном и самодовлеющем
разуме и познании, что не желают осознать смысл данной доктрины.
Им верится, что, разделяя традиционную философию интеллектуализма,
то есть знания как чего-то самодостаточного и замкнутого, они тем
самым выступают в пользу бесстрастного, бескомпромиссного и незаинтересованного
отражения. Но если смотреть правде в глаза, то интеллектуализм
прошлого, наблюдательская концепция знания -это доктрина чисто
компенсаторная, которую не могли не выдумать люди интеллектуального
склада, чтобы не расстраиваться по поводу практического и социального
бессилия избранной ими профессии мыслителя. Стесненные условностями
и не сумевшие от недостатка смелости превратить свое знание в фактор,
определяющий ход событий, они искали источник спокойствия в идее о
том,будтознание-этослишкомутонченнаяштука,чтобымаратьсебя грязными
связями с вещами изменчивыми и практическими.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.