Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Его сторонники полагают, что научный
метод исследования еще и не начинал взрослеть. Они уверены, что «зрелым
» научный метод станет лишь тогда, когда его применение распространится
на все аспекты всех вопросов, имеющих значение для человека. Они
считают, что большинство вполне преодолимых зол нашего времени происходит
от ничем не сбалансированного исключительного применения методов
исследования и проверки, составляющих все то, что только и смеет зваться
«наукой». Они уверены, что сегодня главная задача философии определяется
вопросами и проблемами, которые связаны именно с данным положением
вещей, в частности, она состоит в создании некоего гуманитарного
видения того, как могли бы осуществляться необходимые социальные преобразования.
Из данного представления о цели и сфере деятельности философии вытекает,
что настала пора решительно пересмотреть значение в философском
контексте таких слов, как «всеобщность» и «предельность». Они утрачивают
смысл, который был присущ им во времена, когда философия считалась приближением
к знанию о «реальности», главенствующей над предметами специальных
наук. В русле человеческой деятельности, в свою очередь ведущей
к добру или злу, возникает ряд проблем, которые в известное время и в
известном месте занимают столь центральное, стратегическое положение,
что их острота с точки зрения практики заслуживает считаться «предельной
» и «всеобщей». Эти проблемы требуют максимальной степени постоянного
и вдумчивого внимания. Не так уж важно, назовем мы это внимание
философией или как-то иначе. По-человечески чрезвычайно важен сам факт
140 141
такого внимания, а также важно, чтобы к этой сфере привлекались самые
лучшие и испытанные средства проведения исследований.
Привязка вышеупомянутых проблем ко времени и месту должна означать,
что у данного взгляда на задачи философии нет ничего общего с идеей
о «вечности» философских проблем. Согласно этому взгляду, идея «вечности
» имеет, напротив, обструктивный характер, поскольку обычно ее используют
для того, чтобы обосновать практику постоянного возобновления споров,
общественно значимых лишь для своего времени, а потом не актуальных
уже ни для кого, кроме историков. Исторический подход для философии
значит не меньше, чем для любой другой гуманитарной сферы. Но как
только идея вечности получает санкцию господствовать над всей философской
деятельностью, она словно заболачивает ее живое течение. Конечно,
вечность, которую мы допускаем в мыслях, чтобы забыть о временных рамках
человеческой жизни, способна дать нам некоторое утешение.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.