Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Прошу вас согласиться с предположением, что именно таким образом возникли
величайшие космогонии и космологии человечества, равно как и величайшие
этические традиции. Не обязательно исследовать, а тем более демонстрировать
на примерах, до какой степени это положение верно. Для
нашейцелидостаточноитого обстоятельства,чтосоциальныефакторыпривели
к закреплению и обустройству доктрин и культов, из-за чего в свою
очередь воображение приобрело некие общие черты, а поведение—общие
правила, и что подобная консолидация является необходимым преддверием
формирования любого рода философии в нашем понимании этого слова.
Однако, будучи необходимым преддверием философии, подобная организация
и соответствующее обобщение идей и принципов веры все же не
единственный и достаточный ее генератор. На данной стадии пока еще не
существует никаких стимулов для создания логической системы и интеллектуального
доказательства. Можно предположить, что их должна вызвать
к жизни потребность в согласовании нравственных стандартов и идеалов,
зашифрованных в традиции, с постепенно набирающим рост «прозаичным»
положительным знанием. Ведь человек не может оставаться исключительно
фантазирующим и воображающим созданием. Проблемы его длительного
бытия неизбежно привлекают некоторое внимание к реальным событиям
мира. В то же время удивительно, как мало требует от человека окружающая
среда за творчество идей: нет ни одного абсурднейшего понятия, не
разделяемого хоть несколькими людьми; правда, среда все же вносит некий
минимум корректив, не давая вымереть человеческому роду. То, что какието
вещи являются пищей, что их следует добывать в известных местах, что
вода течет, огонь горит, острое колет и режет, тяжелое без опоры падает, что
существует определенная закономерность в смене дня и ночи и переходе
горячего в холодное, жидкого в твердое,—подобные прозаические факты
навязывают себя даже самому ленивому вниманию. Некоторые из них столь
очевидны и столь важны, что не сочетаются ни с каким фантастическим
контекстом. Огюст Конт сказал где-то, что ему не доводилось слышать о
пещерных людях, которые поклонялись бы богу веса*; но при этом они могли
обожествлять любые другие природные качества либо силы. Постепенно
формируется комплекс простых обобщений, сохраняющих и передающих
мудрость рода, извлеченную из наблюдаемых фактов и природных явлений.
Это знание имеет особую связь с производством, навыками и ремеслами, в
рамках которых знание материалов и процессов необходимо для успешнос
ти действий и где определенные операции должны быть настолько непрерывными
и регулярными, что судорожные магические приемы становятся
здесь неуместными.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.