Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Более конкретной характеристикой искусства, воплощенного в научном
познании, является его зависимость от внеорганических приспособлений и
инструментов, созданных также искусственным способом. Можно сказать,
научная революция была вызвана тем обстоятельством, что исследователи
позаимствовали процессы и механизмы из сферы индустриальных искусств
и стали использовать их как средства получения обоснованных научных данных.
Одного только применения линз оказалось достаточно для того, чтобы
Революционизировать всю астрономическую науку. Оглянувшись на историю
науки, мы увидим, что вся совокупность прежних знаний сложилась в
ней благодаря ее ориентации на промышленные и механические ремесла.
Низкий социальный статус ремесленников (в категорию которых входили
351
скульпторы, архитекторы, живописцы, музыканты, то есть по существу все
творцы, исключая тех, которые работали со словом) был «рационально» обоснован
учением о неизменно низкой позиции всего знания данного рода. В
лучшем случае такое знание звалось «эмпирическим» в пренебрежительном
толковании этого слова. Фундаментом научной революции явилось преобразование
«эмпирического» в экспериментальное. Исторически этому преобразованию
способствовало то обстоятельство, что в качестве средств добывания
знания наука взяла на вооружение устройства и процессы, которые
прежде применялись в промышленности для реализации «материальных»
целей—в том смысле понятия «материального», в котором «материя» равнозначна
чему-то служебному и вспомогательному. Спустя некоторое время,
в течение которого естественное познание прогрессировало за счет того
что оно заимствовалокое-какие приемы из производства, в науке наступил
этап постоянного и все ускоряющегося роста, обязанного тому факту, что
теперь она целенаправленно творила подобные средства своими силами.
Чтобы обозначить эту особую черту искусства, под которым мы понимаем
науку, я отныне буду пользоваться словом «технология»1.
Благодаря технологиям между производственными искусствами и наукой
установились взаимовыгодные отношения. Я уже говорил о зависимости
науки в ее сегодняшнем виде от применения устройств и процессов, когда-
то обреченных на службу «утилитарным» или «практическим» целям,
которым приписывали подчиненный и «низменный» в социальном и нравственном
отношении статус. С другой стороны, до того как наука вернула
свой долг производственным ремеслам, найдя себе применение в их сфере,
производство было рутинным процессом.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.