Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
«Он
также выступал за возможность широкого развития врожденных наклонностей
и задатков самых различных по духу студентов. Нелепо было бы ожидать
от всех молодых людей, что их психика будет развиваться по одному и
тому же пути; поэтому так же нелепо было бы ограничивать каждого из них
одним и тем же числом и типом учебных предметов». И еще: «он считал,
что привычные методы обучения слишком формальны и неэффективны.
Живое наставничество составляет в них лишь малую долю, но чересчур большое
значение придается знакомству с учебниками. Он предпочел бы, чтобы
в этом процессе гораздо большую роль играло неиссякаемое и тесное взаимодействие
душ учителя и учащегося». Куда важнее укреплять и оттачивать
способности учеников к независимому мышлению и суждению, чем
приспосабливать их к усвоению чужих идей. Что же касается учебной дисциплины
и нравственности, то здесь он выразил подобное же недоверие системе
сиюминутного поверхностного регулирования и подчинения. Он также
был против господствовавших в то время методов классификации и стимулирования
учащихся. Чисто формальные экзамены, по его мнению, представляли
невеликую ценность.
Данные положения звучат удивительно, словно это критика и предложения
из уст реформаторов образования, адресованная ими из той эпохи
нашему времени. Однако у Марша эти положения и не являлись уступкой
актуальной практической надобности. В них отразилась его фундаментальная
вера в индивидуальность и дух как противоположность букве и механической
форме. Но подобному акценту на достоинстве индивидуальности
в его воззрениях на образование, так же как и во всех его взглядах, сопутствовало
не менее сильное понимание того обстоятельства, что конечная
задача всегда должна заключаться в достижении общности развитых индивидуальностей.
Конечная цель образования есть «усовершенствование состояния
и характера великого единства людей». Нигде, кроме как в Соединенных
Штатах, школы «не были столь значительным и доминирующим
объектом в программах правительства», и больше нигде так по-настоящему
не ставился эксперимент «по равному обеспечению всем классам и всем
417
416
индивидам одного и того же уровня в системе свободного государственного
образования»1.
Вместо того чтобы читать панегирик в адрес доктора Марша, я выбрал
попытку составить некое представление об отношении его мыслей к его же
собственной эпохе. Но рассказ об эпохе помог нам увидеть, что Маршу был
свойствен глубоко чувствительный и одновременно глубоко рациональный
ум.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.