Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
У либерализма в данной ситуации
есть единственный шанс: это отказ -в теории и на практике -от учения,
согласно которому свобода есть полновесная и готовая принадлежность
индивидов, независимо от социальных институтов и порядков, и осознание
того, что социальный контроль, особенно над экономическими силами, необходим
для обеспечения гарантий свободам индивидов, в том числе свободам
гражданским.
IV
В истории английских слов есть интересный факт: слово «либеральный»
применялось к образованию даже раньше, чем оно стало использоваться для
обозначения великодушия и благородства. Либеральное, гуманитарное образование
было образованием свободного человека. Считалось, что именно
гуманитарные предметы отвечают целям свободного человека, не в пример
тем предметам, которые служили воспитанию механических навыков. Реально
это означало, что доступ к гуманитарным профессиям и гуманитарному
образованию был ограничен кругом лиц, занимавших самое высокое
общественное положение. Они предназначались «джентльменам» как отличным
от представителей «низших классов». Было бы интересно проследить
преломление этих идей в школьном образовании. Даже в нашей стране они
отразились на обучении в школах, ибо те граждане этой страны, которые
гордились своей абсолютной свободой, естественным образом переняли в
качестве основных элементов для своей учебной программы, особенно в
среднем и высшем образовании, именно те предметы, которые в старину
считались подходящими для подготовки джентльменов к их возвышенным
занятиям.
Однако к моей настоящей задаче эта история не имеет касательства. Идея
свободных и всеобщих школ возникла у нас на том основании, что для нации
поистине свободных мужчин и женщин необходимы школы, которые
221
будут открыты для всех и будут существовать, следовательно, за счет госу
дарственной системы налогов. В целом мы добились относительного про
гресса в том, чтобы школа стала доступной для всех, хотя, конечно, дела по
прежнему обстоят так, что возможность извлечь преимущества из благ те
оретически гарантируемых всем, существенно ограничена экономическим
статусом человека. Впрочем, главным моим интересом сегодня является
понятие собственно либерализма.
Значение либерализма претерпело немало изменений с тех пор, когда
это слово вошло в моду чуть более века назад. Данное слово было введено в
обращение, чтобы обозначить новую атмосферу, развитию и распространению
которой способствовал подъем демократии.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.