Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Чисто внешне в изучаемых предметах и
методах преподавания произошли огромные изменения. Однако, рассмотрев
эти изменения критически, мы обнаружим, что в основном они сводятся
к вынужденным уступкам и приспособлению к чрезвычайным обстоятель
154
ствам и проблемам современного мира. Стандарты и ведущие методы обра-зования
все еще большей частью принадлежат донаучной и дотехнологи-ческой эре.
Многие сочтут эти слова преувеличением. Но вы только взгляните на
цели, которыми, как правило, до сих пор руководствуется преподавание предметов,
считающихся абсолютно «современными», то есть наук и профессионального
мастерства. Науке в целом обучают как своду законченной информации
и технических навыков. Никто не учит тому, что ее метод является
образцом для всякого эффективного разумного управления. В целом такое
преподавание совершенно не освещает ее реального участия в
жизни человека и вытекающего отсюда ее в высшей степени гуманитарного
статуса' она, скорее, преподносится как нечто «внешнее» для сферы
человечес-ких интересов. Нам не предоставляют возможности узнать,
как, каким образом она входит на самом деле в каждую область
сегодняшней жизни человека. Стоит ли добавлять, что уж совсем мало
преподаватели говорят о том, какую роль могло бы сыграть научное знание
в победе над нашей пассивностью. Пока научные методы и заключения не
станут рассматриваться и ис-пользоваться в качестве главных факторов,
задающих ориентиры совместным и согласованным действиям человека,
они не займут фундаментальных позиций в образовании.
То же самое можно сказать и о подходе, принятом сейчас в преподавании так
называемых практических и профессиональных знаний. Реакционные критики
настойчиво утверждают, что обучаться этим знаниям должны массы, ведь
считается, будто массам не дано вырастать до уровня «интеллектуалов», но они все
же совершают полезный труд, который кто-то совершать должен, и ради большей
эффективности этого труда им позволительно давать профессиональное образование.
Данный взгляд—это, конечно, явная, прямая попытка вернуть дуалистическую
разобщенность идеи и действия, «интеллектуального» и «практического», свободных
и служебных наук, характерную для феодальной эпохи. И этот реакционный шаг к
увековечению раскола, от которого страдает весь мир, преподносится нам как лекарство,
панацея, а отнюдь не как социальное и нравственное шарлатанство, чем
он является на самом деле. Для нас здесь крайне важно идти вперед, как и в случае
с наукой.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.