Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Данное предположение бросает луч света на такой вид индивидуальной
свободы, который в одно и то же время опирается на коллективный
естественный авторитет и который в свою очередь всеми своими проявлениями
поощряется к изменению и развитию того авторитета, от которого сам
зависит, и действительно изменяет его.
Тезис о том, что сотрудничество интеллектов, уже заявившее о себе в
сфере науки, является действующей моделью союза свободы с авторитетом, не
смягчает того обстоятельства, что данный метод до настоящего времени
функционировал лишь в рамках ограниченной и сравнительно технической
области; напротив, он это обстоятельство акцентирует. Если бы метод интеллекта
уже применялся в какой-либо существующей части общезначимой и
фундаментальной области человеческих взаимоотношений в общественной жизни
и ее институтах, то сегодня не было бы необходимости в нашей дискуссии.
Противоречие между ограниченным масштабом его использования и возможной
широтой его приложения к сфере человеческих отноше-ний —политических,
экономических и моральных — вполне разительно, чтобы производить самое
удручающее впечатление. Именно это противоре-чие позволяет очертить
рамки той колоссальной проблемы, которая стоит перед нами сегодня.
Рассмотрение данной проблемы не будет адекватным без учета одного
факта, касающегося развития современного индивидуалистического движения
в промышленности и бизнесе. В любых притязаниях и рассуждениях
индивидуалистической школы имеется негласная предпосылка. Все благие
перемены, которые когда-либо происходили, относятся ею на счет свободного
самовыражения индивидов, преследующих, как и подобает разрозненным
индивидам, в основном свою личную выгоду. Но на самом деле все
современное промышленное развитие представляет собой плод технологических
применений науки. Экономические реформы последних веков в целом
были подготовлены теми успехами, которых достигли естественные науки. В
рамках производства и распределения товаров нет ни одного процесса, не
зависящего от использования результатов, являющихся следствиями метода
коллективного, организованного разума, который действует в области
математики, физики и химии. То, что нынешний режим обязан собственными
преимуществами, в которых его защитники видят довод в пользу его
продления, исключительно личной инициативе и предприимчивости, есть,
грубо говоря, полнейшая ложь. Личная инициатива и предприимчивость
выразились в отчуждении и присвоении плодов коллективного, кооперированного
интеллекта.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.