Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Когда подобные социальные связи между людьми,
профессионально занимающимися познавательной деятельностью, предаются
забвению, а классы становятся обособленными, исследование утрачивает
всякие стимул и цель. Оно деградирует в бесплодную узкую специализацию
-разновидность интеллектуального труда, осуществляемого социально
невменяемыми людьми. Его мелочные достижения, накапливаясь, получают
имя науки, после чего происходит заумная диалектическая разработка
системы. Позднее данное занятие «рационализируют», горделиво называя
его служением истине во несомненное ее благо. Но стоит науке вернуться
на истинный путь, как все это сметается на обочину и забывается.
Тотчас обнаруживается, что это была всего лишь забава тщеславных и безответственных
личностей. Единственной гарантией беспристрастного, незаинтересованного
исследования может служить социальная чуткость исследователя
к потребностям и проблемам тех, кто с ним солидарен.
Поскольку инструментальная теория только способствует глубокой привлекательности
непредвзятого и бескорыстного исследования, то в ней вопреки
впечатлениям некоторых ее критиков большое значение придается
аппарату дедукции. Ведь странно думать, что если кто-либо говорит, будто
познавательная ценность концепций, определений, обобщений, классификаций,
а также развертывания последовательных импликаций не сосредоточена
в них самих, то тем самым он выражает невысокое мнение о дедуктивной
функции или отрицает ее плодотворность и необходимость. Инструментальная
теория только пытается указывать с известным тщанием, где
именно можно обрести ценность, и предостерегает от поиска ценности в
неверном месте. Она утверждает, что познание начинается со специфических
наблюдений, которые помогают определить проблему, и кончается специфическими
наблюдениями, которые проверяют гипотезу ее решения. Но
тот факт, что идея, значение, подсказываемые первичным наблюдением и
проверяемые конечным, сами по себе также требуют тщательного изучения
и продолжительной разработки, эта теория отвергнет последним. Сказать,
что локомотив есть звено, посредник между потребностью, возникшей в
опыте, и ее удовлетворением, не значит принизить значение кропотливого
и продуманного строительства локомотива или потребности во вспомогательных
средствах и процессах, направленных на введение усовершенствований
в его структуру. Скорее, надо было бы говорить, что поскольку локомотив
-это среднее звено в опыте, а не первичное или конечное, то, сколько
бы мы ни уделяли внимания его конструктивным усовершенствованиям, оно
никогда не будет чрезмерным.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.