Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Его прогнозы сбылись. На
самом деле он выступал отнюдь не за аграрную экономику per se1, а за тот
тип свободы и равенства, который был возможен при аграрном порядке и в
условиях открытых границ. Первые последователи Джефферсона, например,
полагали, что государственный кредит есть национальное достояние и
должен быть подконтролен народу; они рьяно противились узурпации государственных
кредитов частными банковскими учреждениями. Они даже
протестовали против финансирования войн с использованием обязательств
и долгов, доход по которым поступал к частным лицам; по их мнению, война
должна оплачиваться в течение всей ее продолжительности из налогов
на доходы богатеев.
1 саму по себе (лат.).
217
К этому частному примеру я обратился лишь в порядке иллюстрации и
для того, чтобы стало понятным, как далеко унесло лодку так называемой
демократии Джефферсона от исходных идей и программ всех демократий
возникавших позднее. Отклонение номинальной демократии от концепции
жизни, которую действительно можно было охарактеризовать как демократическую,
произошло под влиянием так называемого примитивного индивидуализма,
который определяет свободу индивидов в понятиях неравенства,
порожденного существующими экономико-юридическими институтами.
Тем самым он делает исключительный акцент на тех природных способностях
личности, благодаря которым ей удается умножать свои денежные
и вещественные приобретения. Ведь наш нынешний материализм с
его душной атмосферой, от которой страдает культурное развитие личности,
есть неизбежный продукт раздувания экономической свободы немногих
за счет всесторонней свободы большинства. И, я повторяю, это ограничение
действительной свободы является неотвратимым последствием неравенства,
которое возникает и не может не возникать в условиях функционирования
финансового капитализма, закрепленного и поддерживаемого
всеми институтами.
III
Идея гражданских свобод шаг за шагом развивалась по мере того, как
идеалы либерализма вытесняли прежнюю практику политической автократии,
подчинявшую субъектов непредсказуемой воле властей предержащих.
Скорее по традиции, нежели по реальным историческим основаниям, у англоговорящих
народов ее происхождение ассоциируется с Magna Carta1*.
Гражданские права были отчетливо сформулированы в Билле о правах, принятом
Британским парламентом в 1689 году после изгнания Стюартов и окончательного
свержения династической власти в стране. В период восстания
американских колоний против метрополии в конституции многих штатов
включались пункты, очень схожие со статьями Билля о правах.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.