Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
В чем-то это есть следствие Русской революции, но при
этом нельзя забывать тот факт, что Россия никогда на протяжении всей сво
ей собственной истории не знала демократических традиций, и для нее при
вычно диктаторское руководство в форме, абсолютно чуждой духу любой
западной страны. Отчасти это результат сосредоточения механизма демок
ратического законотворчества и управления в руках господствующей эконо
мической силы, коротко известной как плутократия, или «интересы».
Недовольство демократией, действующей в таких условиях, когда даже
ее эксплуатируют особые «интересы», вполне оправданно. Но идея лекар
ства, состоящего в насилии и гражданской войне между классами, звучит
как совет, на который способно только отчаяние.
Если принять метод насилия и гражданской войны, то результатом его
будет либо фашизм, открытый и невыносимый, либо полная гибель обеих
партий на руинах этой борьбы. Демократическим путем социальные перемены
совершаются медленно; ему приходится следовать под гнетом многих
и серьезных ограничений, обусловленных отнюдь не демократическим
характером того, что выдает себя за демократию. Но это—метод либерализма
и неразрывно связанная с ним вера в то, что свобода есть средство,
равно как и цель, и что только в условиях развития индивидов в их добровольном
сотрудничестве друг с другом развитие личности может стать стабильным
и прочным.
II
Акцент прежнего либерализма на индивидуальности и свободе определяет
центральные положения для дискуссии о философии либерализма сегодня.
Собственно тот ранний либерализм тоже вырос в конце XVIII и в
XIX веке из предшествовавших ему форм протеста против олигархической
власти, кульминацией которого стала «Славная революция» 1688 года*. Этот
протест в основном заключался в призыве освободить налогоплательщика
от непредсказуемости действий правительства, а также в требовании свободы
для религиозных конфессий, исходившем от протестантской церкви. В
либерализме, то есть в течении уже именно с данным названием, требование
свободы вообще и личной свободы действий в первую очередь исходило
от класса промышленников и торговцев и было направлено против ограничений
свободы экономической инициативы, которые чинились правительством,
содержались в законодательстве, общественных нормах и юридических
актах, а также в других институтах, обусловленных политическим
государством. Но в обоих случаях действия властей и вожделенная свобода
ставились в противоположность друг другу.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.