Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Не думаю, что всякая формулировка данных вопросов, которую
я смогу предложить, будет совершенно независимой от того, какие ответы я дал
бы на эти вопросы. Но если и другие поставят вопросы, которые кажутся в свою
очередь фундаментальными им, то обсуждение их решений, возможно, будет
способствовать достижению большего согласия между нами, чем это бывало ранее3
.
Начну с предварительного и примерного их перечисления.
1. Какова связь, если она вообще существует, между склонностью, которую
мы назовем почитанием или трепетным отношением, и предпочтением,
симпатией, интересом, наслаждением и прочим?
1 в действительности (лат.).
2 «Можем ли мы выбирать ценности?» // Journal of philosophy. Vol. XLI. P. 292—
298*.
3
Я бы еще добавил, что мы не стремимся назвать все вопросы, вызывающие
различия в выводах спорящих сторон. Точку зрения, придающую ценности трансцендентный
характер, мы опускаем, поэтому все, что здесь говорится, никак не затрагивает
приверженцев данного взгляда.
337
2. Неважно, какую из вышеупомянутых склонностей мы сочтем первостепенной,
но будет ли она сама по себе достаточным условием для существования
ценностей? Или если она является необходимым условием, то
важна ли в качестве второго условия сущность оценки или признания?
3. Независимо от того, каков будет ответ на второй вопрос, есть ли в
сущности признания, оценивания как суждения и/или положения что-либо
такое, что указывало бы на отличие их от других положений или суждений
по логическому либо научному статусу? Или же эти отличительные черты,
если таковые имеются, всецело ограничены их предметной сферой, ведь
можем же мы говорить об астрономических и геологических положениях,
недумаяокаких-либоразличияхмеждуними как положениями.
4. Применимли научный метод исследования в широком смысле слова1
к определению того, какая оценка или расценка явления должна звучать в
суждении и/или положении? Или нечто столь существенное в природе ценностей,
как их предметная сфера, исключает возможность применения подобного
метода?
I
Нельзя сказать, чтобы значение слов «одобрение» и «желание» (равно
как и любого другого слова из приведенных в первом вопросе) было очевидным
с первого взгляда. Пытаться определить их все невозможно, да и необходимости
в этом нет. Слово «почитание» употребляется здесь для обозначения
поведенческой акции. Если же оно имеет меньшую силу — не для
непосредственного действия, а для склонности, то соответствующие склонность
или предпочтение следует понимать как направленные на вещи или
людей и как не имеющие даже намека на значение в случае своей изоляции
от того, на что они должны быть направлены.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.