Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика — о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики."
Ведь проблема реальна, и посколькуданный вопрос
имеет практическое, а не просто академическое значение, то правильныйответ,
намойвзгляд,заключаетсявтом,чточеловеческаяприродадейсвительно
изменяется.
Под практической частью я разумею вопрос о том, случались ли когдалибо
или нет, и если да, то могут ли случаться и впредь, важные, почти
фундаментальные изменения в образе человеческой веры и действия. Но
чтобы осветить этот вопрос в надлежащей ему перспективе, мы сначала должны
определить, в каком смысле человеческая природа не изменяется. Не
думаю, что можно указать на какие-либо перемены во врожденных потребностях
человека с тех пор, как человек стал человеком, или какие-либо свидетельства
того, что они еще изменятся за долгую жизнь человека на земле.
Под «потребностями» я имею в виду существенные запросы, которые
свойственны людям в силу их конституции. Потребность в еде и питье,
потребность движения, например, являются столь неотъемлемой частью нашего
существа, что мы не можем даже помыслить себе такие условия, при
которых бы они вдруг исчезли. Есть и другие явления, не столь физического
порядка, которые мне кажутся также глубоко укорененными в человеческой
природе. В качестве примера приведу нужду в некотором роде товарищества;
потребность выплескивать энергию, прилагать свои силы к измене
нию ближайших условий; потребность в сотрудничестве с одними и в соперничестве
с другими себе подобными — для взаимопомощи и борьбы
соответственно; потребность в своего рода эстетическом самовыражении и
удовлетворении; потребность вести и быть ведомым и прочие.
Не так уж важно, насколько хорошо подобраны эти отдельные примеры;
гораздо важнее признание того факта, что есть тенденции, являющиеся столь
интегральной частью человеческой природы, что она перестала бы быть таковой
в случае их изменения. Эти тенденции принято называть инстинктами.
Сегодня психологи более осторожны в употреблении данного слова, чем
прежде. Но, каким бы словом ни именовались такие тенденции, это имеет
куда меньше значения, чем непосредственный факт, что у человеческой природы
есть своя собственная конституция.
После признания того обстоятельства, что в структуре человеческой
природы есть нечто неизменное, мы не застрахованы от дальнейшего неверного
шага — им может оказаться ошибочный вывод, который мы делаем
из этого утверждения. Мы можем предположить, будто проявления этих потребностей
носят также неизменный характер.
Данная книга публикуется частично и только в целях ознакомления! Все права защищены.